012. Нило-Столобенская пустынь, страница 27

012. Нило-Столобенская пустынь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

рыв в летних полевых работах, коим и принято у нас пользоваться для хождения на богомолье. Чудное время! Леса еще сохранили всю свежесть своей весенней листвы, и в тенистых их закоулках доцветают последние ландыши; а в полях уже появляются первые васильки, и над сизыми волнами цветущей ржи носятся облака душистой пыли; в нетронутой траве лугов сияют и рдеют, благоухают и колышутся тысячи едва распустившихся цветов; и все это заливает потоками света почти незакатное солнце, ибо ночи нет: бледный пурпур заката разгорается в пурпуровое золото утренней зари. Едва проглядывают в светлой лазури звезды ночные. Есть что-то торжественное, что-то призывное в этом непрерывном бдении, в этом могучем напряжении всех сил природы; это время бессонных ночей, время широких замыслов, время порывов духа к высшему свету».

Преследуя высокую цель — поклониться вместе с детьми мощам прп. Нила Столобенского и помолиться в покровительствуемой святым обители, — Рачинский имел в виду и другие «выгоды» похода. Неспешно идя живописными дорогами Валдайской возвышенности, школьники собира

ли растения для гербариев, узнавали новых животных и насекомых, собирали местные пословицы и поговорки, учились взаимовыручке и терпению. На привалах юные художники писали этюды, а остальные пели (в школе Рачинского был прекрасный хор).

Так выглядела Нилова пустынь, когда ученики татевской школы побывали здесь.

«Воскресные чтения в сельской школе» работы Богданова-Бельского — тоже, кстати, окончившего в свое время школу Рачинского.

И слушать их приходили крестьяне близлежащих деревень. Походы эти запомнились детям на всю жизнь. Да и сейчас в Татеве, где по сию пору живут потомки тех, кто оканчивал когда-то школу Рачинского, с благодарностью

и любовью вспоминают о педагоге. А память о школьных паломничествах в Нилову пустынь сохраняется благодаря деревянным фигуркам преподобного Нила. Очень много появилось их в деревне после этих походов.