021. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, страница 11подвижники людей, населявших северные области Новгородской земли, где еще сохранялись языческие верования. Священникам, посылавшимся туда для проповеди Евангелия, архиерей велел истреблять языческие капища и кропить те места святою водой. Важным моментом этого периода жизни свт. Макария стало насаждение им в монастырях Новгородской епархии общежительного устава. Отнюдь не во всех обителях это нововведение встретило поначалу поддержку братии. Но время показало, что переработка новгородских монастырей в киновии пошла им на пользу. Число иноков после этого почти сразу же возросло весьма значительно. Заботился архиепископ и об украшении храмов Божиих. Всего, по сохранившимся свидетельствам, за время пребывания свт. Макария на Новгородской кафедре в одном лишь Новгороде было построено и отремонтировано около сорока церквей. В 1542 году архиепископ Макарий стал митрополитом Московским. При его непосредственном участии произошло сразу несколько важнейших в российской истории событий. Среди них: венчание на царство великого князя Иоанна Васильевича, совершенное свт. Макарием в 1547 году; Соборы, созванные Макарием в 1547-м и 1549 годах, в ходе которых было уста- Новгородский кремль. На Новгородскую кафедру свт. Макарий был поставлен из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря. Вверху: «Москва при Иване Грозном. Красная площадь» работы А. Васнецова. Комментируя название, добавим, что не только при Иване Грозном, но и — судя по строящемуся собору Покрова на Рву на заднем плане — при митрополите Макарии. Справа: Икона святителя Макария из местного ряда иконостаса Лужецкого монастыря. новлено общецерковное почитание угодников Божиих, известных и чтимых ранее лишь в тех местностях, где они совершали свои подвиги; взятие Казани в 1552 году, на которое митрополит Макарий благословил молодого царя Иоанна. Невозможно, конечно, не упомянуть и о Стоглавом Соборе (1551), и о начале книгопечатания, и об искоренении ересей и лжеучений. Святитель предвидел грядущие бедствия, уготованные для Руси и Русской Церкви. «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» — молился он ночами в своей келье. А еще предпринимал попытки увещания возмужавшего и начавшего ожесточаться сердцем Ивана Васильевича. Рассказывают, как однажды царь попросил митрополита прислать ему душеполезную книгу. Митрополит отправил ему Чин погребения, и царь весьма разгневался: «Прислал есй ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». Святитель же ответил кротко: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что есй велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со вниманием почитает, и тот во веки не согрешит». Скончался митрополит Макарий 31 декабря 1563 года. Господь исполнил молитву святителя и не дал ему «видети нечестие и разделение земли». Через год после его кончины Иван — теперь уже Грозный — ввел опричнину. |