021. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, страница 9подвижники Князь истощил свое красноречие, уговаривая преподобного принять на себя устроение монастыря близ Можайска. Немало пришлось привести ему доводов в пользу этого начинания, прежде чем услышал он от старца кроткий вздох: «Воля Господня и Пречистой Богоматери да будет над нами!» Но уж и Андрей Дмитриевич был, судя по всему, примерным духовным чадом. Да и не только он сам, но и жена его, и дети — все считали законом для себя волю прп. Ферапонта и всячески старались утешить его старость. Новая обитель росла быстро. Преподобный и здесь, как прежде на Белом озере, трудился не покладая рук. Больше же всего заботился он не о возве дении стен, а об устройстве иноческой жизни. Он очень опасался, что после его кончины основанные им монастыри запустеют, что монахи оставят строгий общежительный устав, введенный им. «О, если бы Господь Бог и Пречистая Богородица призрели на места сии и если бы я, грешный, мог иметь о них хотя малое дерзновение пред Богом, а моя молитва о них имела хотя малейшее значение перед Ним!» — часто говаривал старец. Хотя прп. Ферапонт пришел в Можайск, будучи уже в преклонных летах, в Лужецком монастыре он подвизался еще почти двадцать лет. Архимандрит Дионисий (Виноградов), составивший в 1870-е годы житие преподобного, Для устройства монастыря преподобный Ферапонт избрал, безусловно, самое красивое место во всей округе. писал о последних годах его земной жизни: «Несмотря на окружавшее его уважение и попечение князя, вельмож его и братии, нимало не заботился он ни о славе, ни о богатстве, но сохранил полное смирение и совершенную нищету духовную и стяжал совершенную чистоту сердца». Скончался святой на девяностом году от рождения, 27 мая 1426 года, а причислен к лику святых был в середине XVI века, при митрополите Московском Макарии. пшРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Прп. Ферапонт основал два монастыря. И оба монастыря его устраивались вокруг храмов, освященных в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Событие это, воспоминаемое Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), чрезвычайно важно для всей христианской истории. Оно ознаменовало собой начало совершенно новой эпохи — эпохи, когда начали сбываться обетования Божии об избавлении человека от диаволовой кабалы, в которую он попал с момента грехопадения. Это значение праздника Рождества Богородицы всегда подчеркивали христианские мыслители и проповедники. Святитель Андрей Критский в Слове на Рождество Богородицы произносит следующее: «Настоящий праздник есть для нас на чало праздников». И далее: «Да будет ныне единое, общее торжество и на небе и на земле. Пусть вместе празднует все, что в мире и что вне мира. Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества — Марию, в Которой Новый Адам (то есть Иисус Христос) делается Хлебом для восстановления человеческого рода». Рождество Богородицы. Икона середины XVIII века из собрания Государственного Эрмитажа (происходит из Большого собора Зимнего дворца). |