021. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, страница 15

021. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Довольно долго купола собора оставались покрыты деревянной чешуей. Об этом свидетельствует опись 1757 года: «В оном монастыре Соборная и апостольская церковь каменная о пяти главах. Главы крыты чешуею деревянною, выкрашена краскою красной, на главах пять крестов позолоченных».

В начале XX века соборный храм Можайского монастыря выглядел, согласно описанию, составленному архимандритом Геронтием, так: «Это священный памятник седой старины — грандиозный, византийского стиля, каменный, пятиглавый летний соборный храм и поныне красуется посреди широкого двора монастырского. Фасад его прямолинейный, возвышается четырехугольным столбом; алтарь с восточной стороны выступает тремя полукруглыми апсидами: в среднем устроен св. престол, а по сторонам: справа жертвенник, слева — дьяконник с шкафами, где хранятся священные предметы. Верх церкви шатровидный — квадратом, покрыт железом и окрашен медянкой на масле; главы увенчаны золотыми крестами».

После революции собору Рождества Богородицы пришлось пережить не лучшие времена. Организации, расположившиеся на территории монастыря, обустроили все здания, не считаясь с их историко-художественной ценностью,

В соборном храме Лужецкого монастыря.

под свои нужды. В 1941 году в Лужец-ком монастыре, захваченном фашистами, был лагерь для военнопленных.

Сейчас в соборе остались лишь небольшие фрагменты фресок, чудом сохранившиеся в оконных проемах.

После того как фашистов от Москвы отогнали, монастырь прибрало к рукам НКВД и тоже устроило здесь лагерь.

Только в 1961 году началась реставрация древних лужецких памятников. Проводя ее, реставраторы освободили основной объем здания Богородице-Рождественского собора от поздней

ших пристроек, разобрали заложенные проемы древних окон. Кроме того, при реставрации были открыты фрагменты фресок XVI века, когда-то украшавших собор.

Фрески эти были созданы сразу же после возведения собора. То есть он уже замысливался его создателями как расписанный. Вполне возможно, что над иконографической программой этих росписей работал, в частности, и святитель Макарий. Но утверждать что-либо конкретное сейчас трудно: в 1799 году фрески сбили. Они не отвечали художественным вкусам эпохи. Обиднее всего то, что, видимо, росписи находились в не столь уж плохом состоянии (если делать выводы, опираясь на уцелевшие в оконных проемах небольшие «лоскуты» фресок). Вообще, в конце XVIII столетия собор значительно изменил свой внутренний облик. В том же 1799 году был утрачен древний пол, настланный из черных керамических плиток. Плитки эти изготавливались особым способом: после обжига их коптили или натирали сажей, а поверху вощили. Затем плитка слегка обжигалась вновь, и разогретый воск, проникая в поры глины, закреплял на ней черную краску. К концу XVIII века пол этот значительно изветшал, и поновлять его не сочли нужным. Его засыпали строительным мусором, а сверху настелили обычную красноватую керамическую плитку. Тот кирпичный пол, который существует в соборе сейчас, устроен уже накануне революции.