024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 26

024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 26

ныне т\ жтт s ш

«Скажу тебе: тогда Дивеев будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеев... Много в Сарове почивает святых, а открытых мощей нет, никогда и не будет, а у меня же, убогого Серафима, в Дивееве будут!» — сказал однажды преподобный Серафим.

1991 году чудесно обретенные во второй раз мощи преподобного I j Серафима прибыли уже не в Са-ировский монастырь, а в Дивеев-ский, и поставлены были в Троицком соборе. «Вот что заповедую тебе, — говорил перед кончиной батюшка Серафим отцу Василию Садовскому, — как умирать-то будешь, то чтобы тебе лечь с правой стороны алтаря Рождественской церкви, а Мишенька-то ляжет с левой. Так и вели себя похоронить тут. Вот хорошо и будет, батюшка: ты-то с правой, а Мишенька с левой, а я у вас посередке. Вместе все и будем!» Теперь понятны и эти слова — Троицкий собор стоит как раз напротив Рождественской церкви.

След мощей преподобного потерялся после того, как 16 августа 1921 года красноармейцы увезли их из Саро-ва. От Сарова до Кременок отряд вел стрельбу, боясь, что местные жители

Вверху: Мощи преподобного Серафима.

Внизу: Вещи преподобного Серафима в Серафимовском приделе Троицкого собора.

воспрепятствуют похищению. Спустя семьдесят лет мощи прп. Серафима обнаружили в запасниках Музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе в Петербурге. Среди всякой рухляди находился прямоугольный предмет в рост человека, зашитый в рогожу. Вскрыв ее, обнаружили человеческие останки. Сохранились кости, борода, волосы, частицы мышечной ткани. На черепе находился

кукуль с круглой прорезью, через которую прикладывались к мощам. На груди лежал медный крест. На руках — атласные светлые рукавицы, на одной вышито «Преподобие отче Серафиме», на другой — «Моли Бога о нас». Директор музея сообщил об этом Патриарху Алексию II, было проведено расследование, которое не оставило сомнений в том, что обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского.

После поклонения в Москве и Петербурге мощи с крестным ходом двинулись в Дивеево. Везде православные встречали честные мощи со святыми иконами и зажженными свечами, со слезами радости на глазах. В продолжение всего пути раку со святыми мощами сопровождал Патриарх Алексий II.

Батюшка Серафим говорил: «О, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу — со всех сторон, со всех сторон!» И действительно, всех, сопровождавших святые мощи, настолько переполняло ликование и радость, что люди среди лета пели: «Христос Воскресе...», «Пасха! Радо-стию друг друга обымем!..». Обретение мощей преподобного Серафима стало одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

В декабре 1999 года в день святителя Николая монастырю возвратили из Мурома вещи батюшки Серафима, вывезенные игуменией Александрой (Траковской): мантию, две полумантии (одна кожаная), армяк-пальто, епитрахиль, поручь, скуфью, зимнюю шапоч-ку, рубашку-свитку, рукавички, лапти, обгоревшую скамеечку (склонившись над которой, скончался батюшка Серафим), топор, иконы из кельи преподобного и другие, которые сейчас доступны для поклонения.

Другая великая святыня Дивеевско-го монастыря — икона Божией Матери «Умиление». Это личная моленная икона преподобного Серафима Саровского. Богородица на ней изображена в момент произнесения Ею слов архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему».

После блаженной кончины старца перед этой иконой чудотворный образ был передан в Дивеевскую Мельничную обитель. При строительстве Троицкого и Преображенского соборов их намеревались освятить в честь иконы «Умиление», однако этому не сужде-