024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 28через очищениеПредлагаем вниманию читателей текст, написанный в 1912 году Маргаритой Васильевной Сабашниковой (1882—1973) и дающий некоторое представление о том, как относилась к преподобному Серафиму предреволюционная русская интеллигенция. М. В. Сабашникова, племянница знаменитых издателей братьев Сабашниковых, художница, писательница, жена Макса Волошина, близкий друг Вячеслава Иванова, была видным деятелем того культурного движения, которое получило название русского Серебряного века. Слева: Дивеево. День батюшки Серафима. Внизу: Чугунок преподобного Серафима, в котором освящают сухарики для раздачи верующим. Подобие нужно», — говорил Серафим, и горящие свечки в его келье, и «сухарики», которые он раздавал, и колышки, и мельница с 12 девушками — все это подобия высочайшей духовной действительности, все это та инства. Ибо о великом он умолчал, но, любя народ, дал силу и утешение. Ясно мне стало это в Сарове. Ударяли ко всенощной. И в ворота под белой колокольней, где садилось солнце, шел под колокол народ. Ты сячи шли. Старцы белые, как лунь, и молодые с черными как уголь и с русыми шапками волос бородатые мужики. Темные, солнцем обгорелые лица. Глубокие, из-под густых бровей, как из леса, светящиеся вещие глаза. Молодые бабы и старухи. Покорные, замученные, верующие. Много скорби и смирения. И отрешенность почти у всех. И текли, текли к храму под колокол. Видя эти глаза отрешенные, которые, смотря на окружающее, видят иное, я поняла, что Серафим для этих людей. Он, как и его Россия, — не здесь. Ибо не здесь, не на земле этот народ, работающий в поте лица над землей, просящий только земли, чающий земли, но не связанный ею и не принимающий ее, которому она тяжела в нынешнем образе своем, попранная Иудой. И когда на другой день понесли вокруг церкви гробницу святого Серафима, и полетели над толпой к этой гробнице перебрасываемые холсты, и представились мне руки, сеявшие и |