024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 27

024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 27

святыни

Справа: Икона Божией Матери «Умиление», украшенная к празднику в честь этого святого образа. 10 августа 2008 года.

Дальняя справа: Крестный ход. Праздник в честь иконы Божией Матери «Умиление».

10 августа 2008 года.

но было сбыться. В честь иконы был освящен правый придел Троицкого собора.

После закрытия монастыря игуме-ния Александра (Траковская) увезла икону в Муром. Когда игумения скончалась, монахиня Мария (Баринова) передала святыню священнику Виктору Шиповальникову. В 1991 году икона была передана им Патриарху Алексию II. Сейчас икона «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, находится в Московской Патриархии, а в Дивеевском Троицком соборе есть чудотворный список с нее. Неопусти-тельно каждое воскресенье перед литургией, по заповеди преподобного, пред иконой служится нараспев пара-клис (особое молебное пение по уставу Афонской горы).

В 2000 году сбылось пророчество батюшки Серафима о том, что три по-движницы-основательницы обители — Александра, Марфа и Елена — будут прославлены в лике святых и мощи их будут открыты.

Торжество прославления состоялось 22 декабря 2000 года, в день, когда в обители празднуется основание Мельничной общины. После всенощного бдения мощи дивеевских подвижниц перенесли в Троицкий собор. Наутро во время литургии было

прочитано Деяние о канонизации преподобных жен Дивеевских. Впервые запели тропарь, и митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай осенил народ иконой преподобных Александры, Марфы и Елены с частицами их мощей. После двух дней пребывания в Преображенском соборе святые мощи преподобных жен торжественно перенесли на место, назначенное для них батюшкой Серафимом, — в храм Рождества Богородицы.

агат

Преподобная Марфа Дивеевская

Преподобная Марфа (в миру — Мария Семеновна Милюкова) поступила в общину в 1823 году, в возрасте тринадцати лет. Однажды вместе с сестрой Прасковьей она пришла к преподобному Серафиму, и батюшка объявил им, что они должны с ним идти в дальнюю пустыньку. Придя туда и зайдя в хижину, отец Серафим подал сестрам две зажженные восковые свечи и велел стать Марии с правой стороны Распятия, висевшего на стене, а Прасковье — с левой. Так они стояли более часа с зажженными свечами, а батюшка все время молился. Потом он приложился к Распятию и им велел сделать то же самое. Это было после явления Божией Матери батюшке в 1825 году. Так преподобный совершил та

инственное моление с сестрами, которых избрала Матерь Божия на особое служение. В течение четырех лет подвизалась Мария, помогая преподобному Серафиму и сестрам в устроении новой общины. Вместе с ним и другими сестрами она заготавливала столбы и лес для мельницы, носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы, молола муку и выполняла другие послушания, никогда при этом не оставляя сердечной молитвы. Эта чудная отроковица была наделена от Господа весьма редким даром чистой и непрестанной молитвы. Во всем всегда она была руководствуема самим преподобным Серафимом. Рассказывали, что раз при вопросе родной сестры ее Прасковьи

о каком-то саровском монахе она ребячески невинно спросила: «А какие видом-то монахи, Параша, на батюшку, что ли, похожи?» Удивленная в свою очередь вопросом сестры, Прасковья ответила ей: «Ведь ты так часто ходишь в Саров, разве не видела, что спрашиваешь?» — «Нет, Па-рашенька, — сказала смиренно Мария Семеновна, — ведь я ничего не вижу и не знаю; батюшка Серафим мне приказал никогда не глядеть на них, и я так повязываю платок на глаза, чтобы только видеть у себя под ногами дорогу». Вот какова была эта девочка-подвижница, прожившая в обители всего шесть лет и девятнадцатилетней схимницей мирно и тихо отошедшая ко Господу. Батюшка говорил сестрам: «Вы будете те-

Преподобная Марфа Дивеевская.

перь родные сестры, а я ваш отец, духом вас породил! Мария же — схимонахиня Марфа, я ее посхимил! У нее все есть: схима и мантия и ками-лавочка моя, во всем этом ее и положите!»