028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 11

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 11

подвижники

ШШк

Преподобный Нил Сорский

Когда заходит речь о преподобном Иосифе Волоцком, рядом с ним постоянно упоминается имя преподобного Нила Сорского. Как совершенно справедливо замечает А. В. Карташев, «нельзя достаточно точно оценить богословскую и церковно-практи-ческую идеологию прп. Иосифа Волоцкого, не сопоставив ее с контрастирующей с ней, даже полемизирующей идеологией его старшего современника, прп. Нила Сорского».

Обратимся к биографии прп. Нила. Увы, она весьма скудна достоверными фактами, поскольку жития преподобного мы не имеем. Согласно преданию, оно сгорело в 1538 году, во время татарского разорения вологодских скитов. Известно, что преподобный Нил происходил из рода Майковых, но сам он себя называл «поселянином», так что дворянское его происхождение под вопросом. Знаем мы также, что побывал он на Афоне, откуда принес в северные леса теорию и практику иси-хазма. Дальнейшая его земная жизнь связана со скитом на речке Соре (близ Кирил-ло-Белозерского монастыря). Из своего уединения преподобный выбирался крайне редко, лишь будучи понуждаем к этому. И гостей из мира не жаловал. Идеальными же условиями для монашеского делания он наделял скит — «еже со единым или множае с двема братома жити». Ни отшельничество, ни киновия не были близки ему.

К сожалению, недостаток места не дает нам возможности сказать о литературном наследии прп. Нила, — а он был великий духовный писатель, подробно и много говоривший о духовной жизни. Чаще же всего преподобный Нил упоминается как «глав-

Точных сведений о времени канонизации прп. Нила мы не имеем, но уже в XVIII веке имя его значится в святцах.

ныи нестяжатель», причем пекшийся о нестяжании не только личном («Очисти келью свою, и скудость вещей научит тя воздержанию»), но и общемонастырском. «Нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием», — сообщается о его речи на Соборе в Москве в 1503 году.

Спустя пять лет после этого памятного Собора прп. Нил скончался. Кончина его была исполнена сурового величия. «Повергните тело мое, — завещал он ученикам, — в пустыни — да изъ-ядят е зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения...» И так велика и верна была любовь учеников к преподобному, что они нашли в себе силы исполнить это завещание.

Любовью дышат известные послания преподобного Нила. «Любимче мой», «братия мои присные», «любимый мой о Христе брате и вожделенный Богу паче всех» — так обращался он к своим адресатам. И впоследствии ученики его исходят именно из любви (тогда как иосифляне — из страха Божия), и именно из этого различия прорастают все другие «противуположно-сти». Цитируя Георгия Федотова, «сама по себе противоположность духовных направлений не означает с необходимостью борьбы между ними». Однако, продолжает он свою мысль, «практические выводы — отношение к монастырским вотчинам и еретикам — сделали борьбу неизбежной».

Вид Нило-Сорской пустыни в начале XX века.