028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 13

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 13

подвижники

что образованной, епархии. Важность Казанской кафедры как для Русской Церкви, так и для государственной политики была такова, что архиепископ Казанский и Свияжский считался, согласно решению Собора, выше даже архиепископа Ростовского и равным архиепископу Новгородскому.

26 мая 1555 года свт. Гурий — вместе с архимандритами Варсонофием и

нием, да вкупе с нами прославят Отца и Сына и Святаго Духа». Наказ этот святитель исполнял неукоснительно. Одних только приходских храмов в Казани открылось за время его управления епархией более двадцати, тысячи язычников и мусульман крестились. В житии его, составленном другим выдающимся святителем — Ермогеном (1606—1612 — Патриарх Московский

пожалуй, «невозвращенец» Андрей Курбский: «И бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чи-стаго и воистину святаго жительства, и священных писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног... Человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело».

Германом (будущими святителями) — отбыл из Москвы, торжественно провожаемый царем и митрополитом до Фроловских ворот Кремля, а боярами — до Симонова монастыря. «Это отправление было необычное, — писал С. М. Соловьев, — первое в русской истории: архиепископ ехал в завоеванное, неверное царство распространять там христианство... Вез с собою духовенство, нужные для церкви вещи, иконы и прочее; этот духовный поход Гурия в Казань соответствовал отправлению греческого духовенства из Византии и Корсуня для просвещения Руси христианством при Владимире». В Казань архиепископ прибыл в конце июля. В это время в окрестностях города еще продолжались военные действия.

Из Москвы с собою святитель Гурий привез наказ: «А новокрещеных всегда поучати страху Божию, и к себе при-учати, и кормити, поити, и жаловати, и беречи во всем, да и протчии видя невернии таковое благочестие и бреже-ние и жалование новопросвещенным, поревнуют христьянскому праведному закону и просветятся Святым Креще-

Вверху слева: Подвоз пушек к Казани во время ее осады. Миниатюра из Лицевого летописного свода.

Вверху справа: Старая Казань.

и всея Руси), говорится: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы...»

В последние годы жизни свт. Гурий много болел. Силы покидали его, и он не в силах был стоять во время богослужений, а только сидел или лежал. Перед кончиной, последовавшей 2 декабря 1563 года, святитель принял схиму.

Преемником архиепископа Гурия на Казанской кафедре стал его верный сподвижник архимандрит Герман, настоятель Свияжского монастыря. Подробно о нем мы расскажем в выпуске, посвященном этой обители, а сейчас лишь постараемся кратко обрисовать его образ. Из современников лучшие слова о святителе Германе сказал,

Свт. Герман управлял Казанской епархией с 1564 по 1566 год, когда его вызвал в Москву Иван Грозный с намерением избрать его митрополитом. Но избрание еще не состоялось, а свт. Герман уже успел прогневать царя призывом к покаянию и обращению к праведной жизни. Грозный повелел изгнать его с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Полтора года прожил еще святитель Герман. 6 ноября 1567 года опала его разрешилась — смертью, как то часто бывало при Грозном царе. Сразу после этой странной и скорой кончины несостоявшегося митрополита появились слухи, что он был убит опричниками. Курбский прямо писал: «Овии глаголют удушен-наго тайно за повелением его (то есть царским), овии же ядом смертоносным уморенна». Скорее всего, однако, свт. Герман был убит мечом или топором. В 1888 году, когда мощи его переоблачали, а на главу возлагали новую митру, было отмечено, что она (голова) отделена от тела — причем странным способом, как будто один удар нанесли по шее спереди, а другой — сзади.