028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 14

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 14

л

^

и

ь

5 о

PQ

ы

ь с

шршшый мжт\>

Иосифо-Волоцкий монастырь устраивался его основателем как совершенная обитель. Совершенная же обитель, согласно преподобному Иосифу, должна была иметь и внешность благообразную.

успенскнн ссжор

и главного храма Волоцкой обители Успению Пресвятой Девы указывает и то обстоятельство, что собор Кирилло-Белозерского монастыря (единственного монастыря, не разочаровавшего прп. Иосифа во время его странствий со старцем Герасимом Черным) также был Успенским.

Слева: В формах Успенского собора запечатлелись черты московского барокко.

Внизу слева: Изразцовый пояс работы ценинника Степана Полубеса.

Внизу справа: Один из старинных изразцов Степановой работы.

цем своего времени, равным Андрею Рублеву, память о котором была еще очень свежа в конце XV века. И наиболее вероятным адресатом Иосифо-ва «Послания иконописцу» считается именно Дионисий.

К величайшему сожалению, старый Успенский собор не дошел до наших дней. Простояв около двухсот лет, он был — из-за ветхости и тесноты — разобран. В 1688 году на его месте началось строительство нынешнего собора — массивного, поднятого на высокий подклет, о пяти главах. Деньги на возведение Успенского собора пожертвовали уже умерший к тому времени царь Федор Алексеевич и дьяк Захарий Силин. Главное украшение собора —

Едва придя в окрестности Волоколамска, преподобный Иосиф Волоцкий принялся за строительство деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Связь этого храма с Бого-родице-Рождественским собором Паф-нутиево-Боровского монастыря очевидна — стоит только вспомнить тропарь, который поется в церкви в день Успения Божией Матери: «В Рождестве Девство сохранила есй, во Успении мира не оставила есй, Богородице». На неслучайность посвящения первого

Уже через семь лет, в рекордный срок для древнерусских монастырей, на месте деревянной церкви стоял каменный храм. Постройка его обошлась в тысячу рублей, что представляло огромную по тем временам сумму (например, Успенский собор в Кирилло-вом монастыре обошелся всего лишь в двести рублей). Летом 1485 года храм был «подписан» «хитрыми живописцами русской земли» — Дионисием и его учениками. Дионисия прп. Иосиф считал наиболее искусным иконопис-

многоцветные изразцы типа «павлинье око» работы знаменитого мастера Степана Полубеса. Уроженец Мстислав-ля (сейчас находится на территории Белоруссии, тогда принадлежал Литовскому княжеству), он был вывезен в Россию князем Алексеем Никитичем Трубецким. Став знаменитым мастером изразцовых дел, Степан Полубес основал свою мастерскую в Москве, в Гончарной слободе. Кроме изразцов, изготовленных им для Иосифо-Волоц-кого монастыря, особенно известны