039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 10подвижники Вверху: Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, посвящает архимандрита Дионисия во епископа Суздальского. Слева: Святитель Дионисий еще в бытность свою настоятелем Печерского монастыря воспитал целый сонм достойных учеников. Один из них — преподобный Евфимий Суздальский. перевел его из Коломны в Москву и сделал своим духовником. Великая привязанность князя к Митяю находит отражение и в письменных источниках того времени: «Никтоже в такой чести и славе бысть яко же он Митяй; славу и честь имеяше паче всех; бысть о чти и славе от великого князя и от всех и вси чествоваху его, якоже некоего царя». Примечательно, что полюбил Митяя не только Дмитрий Иванович, но также и бояре. Редчайшая ситуация: при дворе у княжеского духовника не было врагов. В монашеских кругах к Митяю относились, напротив, настороженно. Незадолго до смерти митрополита Алексия великий князь вынудил своего любимца постричься в монашество и провел его поставление во архимандрита придворного Спасского монастыря, рассчитывая склонить свт. Алексия к тому, чтобы именно Митяя избрал он своим преемником. Святитель не сразу уступил князю: антимонашеские замашки спасского архимандрита, его нежелание переменить образ жизни даже после пострижения вызывали у митрополита Алексия опасения. Но князь настаивал, и митрополит согласился. Получив благословение Константинопольского Патриарха, он написал завещательную грамоту на передачу митрополии Митяю. После кончины свт. Алексия Митяй должен был, согласно заведенному порядку, отправиться в Константинополь— дабы Патриарх возвел его в сан митрополита. И он уже собирался в дальний путь, как вдруг передумал. Ему пришла в голову идея, что русские епископы, собравшись впятером или вшестером, вполне могут поставить его митрополитом. Князю Дмитрию идея эта, означавшая независимость Москвы от Константинополя, понравилась. Он начал созывать епископов. Прибыв в Москву, епископ Суздальский Дионисий отправился прямиком к великому князю. «Кто это научил тебя извращать законы? Этому делу так не быть, а должно Митяю принять благословение от Патриарха по древнему чину», — без обиняков обратился к Дмитрию Ивановичу святитель. Нужно отметить, что большинство архиереев были на его стороне — просто они не решались открыто «бунтовать». Сообразив все это, Митяй не настаивал на исполнении своей идеи о поставлении его митрополитом без участия Патриарха. Но к свт. Дионисию стал относиться после этого неприязненно. Вскоре представился и повод «напасть» на него: суздальский епископ не явился «на поклон» к нареченному митрополиту. Современники свидетельствуют, что Митяй призвал свт. Дионисия к себе и «многа брань бысть и молва промеж их». Удостоверившись в честолюбивом и вздорном характере Митяя, свт. Дионисий решил немедля отправиться в Константинополь — дабы разоблачить княжеского ставленника перед Патриархом. Намерение епископа не укрылось от великого князя. Он приказал бросить непокорного архиерея в темницу. Прослышав об этом, в Москву явился прп. Сергий Радонежский. Он обратился к князю, преклонявшемуся перед ним, со строгим увещанием и потребовал освободить Дионисия. Только после этого святитель получил свободу, |