042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 27

042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

укрыться от врагов за монастырскими стенами. Волконский будто бы приказал открыть ворота, чтобы впустить их, чем и воспользовались «воровские» отряды. В этой истории факты не вяжутся друг с другом. Осада Боровского монастыря продолжалась десять дней. Неужели все это время крестьяне стояли под стенами, ожидая, что их впустят? И неужели защитники крепости, видя, что за спинами мирных поселян маячат враги, стали бы открывать ворота, не приняв специальных мер предосторожности?

Наконец, третья версия утверждает, что польские отряды в честном бою сломили сопротивление русских стрельцов. В дневнике, который вел Ян Сапега, находим лаконичную запись: «15 июня нападение на монастырь св. Пафнутия. Войска убито 4909 человек. Гусарская конница, сошедши с коней, содействовала овладению монастырем, который разорен до основания. Воевода Михаил Волконский убит; из 50 чернецов осталось не более 10 человек».

Как бы там ни было, после того как неприятель ворвался в обитель, жестокая битва продолжилась прямо среди монастырских построек. И не утихала она очень долго. Вот как живописует ее финал «Новый летописец»: «Князь Ми-хайло ж Волконский побежа в церковь. Те же воеводы зваху ево на встречю. Он же им отказа: „Умереть мне у гробу

Картина В. Демидова «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского в Пафнутъевом монастыре в Боровске в 1610 году» (1842).

Герб города Боровска, утвержденный в 1777 году.

Пафнутия чюдотворца" Литва же начата сещи. Многие ж люди побегоша в церковь. Той же князь Михайло вста в дверех церковных и с ними бился много и изнемог от великих ран и паде в церкви у крылоса левого. Литовские ж люди внидоша в церковь и начаша сещи игумена и братью и тово воеводу тут убиша и побита всяких людей в монастыре по числу 12000...»

Тот же источник, кстати, рассказывает о сокрытии мощей преподобного Пафнутия. Будто бы несколько старцев прятались с мощами во время жестокой сечи в тайной комнате над алтарем.

Дождавшись ухода неприятеля, они сокрыли мощи святого под спудом, а сами с их частицей ушли в Троице-Сергиев монастырь. Перед нами, таким образом, еще одно возможное объяснение происхождения частицы мощей преподобного Пафнутия, ныне хранящейся в его обители.

После погрома, устроенного людьми самозванца в Пафнутьевом монастыре, не осталось в Боровске и окрестностях такого семейства, в котором кто-либо не погиб от рук интервентов. В «Писцовой книге» за 1621 год, где перечислены имена боровчан, против многих из них так и значится: «Убит ляхами в Пафнутьевом монастыре».

Монастырь пребывал в полной разрухе до 1613 года, когда в него стали возвращаться насельники. Лишь великие дары царя Михаила Федоровича и богатые вклады благотворителей помогли ему вновь встать на ноги. Но это случилось гораздо позже.

А подвиг князя Волконского нашел отражение в гербе города Боровска, утвержденном императрицей Екатериной II в 1777 году. Цитируем Полное собрание законов Российской империи: «Напоминая сие достойное сохраниться в памяти происшествие, герб сего города состоит в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердечие, червленое сердце, пока-зующее верность, в средине котораго крест, изъявляющий истинное усердие к Божиему Закону, основанию всей добродетели, и сердце сие окружено зеленым лавровым венцем, показую-щим нерушимость и твердое пребывание достойной славы сему вождю и другим, погибшим за справедливую причину с ним».

гроза 12-го года

Подлинным несчастьем для монастыря стал и 1812 год. Наполеоновские солдаты трижды опустошали боровскую землю — когда шли на Москву; когда бежали из нее, пытаясь прорваться на неразоренную Калужскую дорогу; и когда, наконец, откатывались обратно, получив сокрушительные удары под Тарутиным и Малоярославцем. В последний раз «непобедимая» армия Наполеона, заметно поутратившая уже тогда свое «величие», квартировала в Боровске почти неделю — с 10 по