042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 25

042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 25

святыни

штш

Боровское (Макарьевское) Евангелие

До начала 1920-х годов в Пафнутьево-Боровском монастыре хранилось уникальное произведение средневекового русского искусства — так называемое Боровское (или Макарьевское) Евангелие, подаренное обители в 1534 году архиепископом Новгородским (в недалеком будущем — митрополитом Московским) Макарием.

Святитель Макарий, появившийся на свет около 1482 года, в младенчестве потерял отца. Мать его ушла в монастырь, и оставшийся сиротой отрок отправился в Пафнутьеву обитель, где и был пострижен в монашество. Там молодой подвижник подвизался более двадцати лет, освоив иконописное ремесло и став великим книгочеем. С 1523 по 1526 год он настоятельствовал в Можайском Лужецком монастыре, начав в нем каменное строительство. После этого святитель Макарий занял Новгородскую кафедру, а в 1542 году был избран митрополитом Московским. Его двадцатилетняя деятельность в качестве главы Русской Церк

ви заслуживает особого разговора — святитель Макарий в это время выступил не только великим реформатором и устроителем церковной жизни, но и воспитателем юного Ивана Грозного, которого он и венчал в 1547 году на царство. Пока жив был святитель (а преставился он в 1563 году), царь обуздывал свою природную жестокость и всячески содействовал трудам митрополита Макария. На счету святителя — два Собора (1547 и 1549 годы), прославившие в лике святых целый ряд знаменитых русских подвижников, Стоглавый Собор, упорядочивший как церковную жизнь, так и отношения Церкви и государства, благословение молодого царя на взятие Казани и многое другое.

Со своей родной обителью святитель никогда не терял

Слева: Боровское Евангелие, дар святителя Макария Пафнутьевой обители, где он юным отроком принял монашеский постриг.

Дальняя слева: Икона святителя Макария из местного ряда иконостаса Можайского Лужецкого монастыря, в котором он на протяжении трех лет был н

связи — известны несколько его посещений Пафнутьева монастыря уже в митрополичьем сане. В 1532 году, еще пребывая в Новгороде он задумал сделать монасты рю богатый подарок, зака зав исполнить Четвероеван гелие в драгоценном окладе. Целый год трудились над его заказом мастера, среди которых были доброписец чер-нописный, живописец иконный, златописец, заставочный писец, статейный писец, переплетчик, златокуз-нец, среброкузнец... На первом листе этой удивительной книги значится: «И свершено бысть в конец лета 1533 месяца Геноуария в 11 день. Вдано же бысть сие Святое Евангелие к церкви Божия Матери Преосвященным Архиепископом Нова-Града и Пскова Владыкою Макарием, постриженником Пафну-тиева монастыря на память

своей души и своих родителей в вечный поминок в лето 1534 в первое лето Царства, а в четвертое рождества Ивана Васильевича Самодержца всея Руси при Святейшем Данииле Митрополите Московском. За написание кроме жемчугов, яхонтов и других каменьев заплачено сто рублев и дванадесять гривен Московских».

Хотя в этой записи указана цена работы, в действительности Евангелие, получившее название Боровского (или Макарьевского), было бесценным. Оклад его, покрытый тончайшей серебряной паутиной, на которой разбросаны драгоценные камни и «декорированные» изображения евангелистов, производит неизгладимое впечатление. Не удивительно, что Макарьевское Евангелие стало украшением монастырской библиотеки, отличавшейся, надо сказать, богатейшим собранием древних книг.

В 1925 году эта замечательная книга была конфискована властями и ныне хранится в Государственном Историческом музее в Москве.