042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 22

042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 22

покрытые тщ

Судьба русских монастырей, подвергшихся в XX веке большевистскому разорению, трагична. Одной из особенностей этой трагедии стало то, что в ходе изъятия церковных ценностей и «разоблачительной антирелигиозной кампании» оказалось утрачено огромное количество хранившихся в обителях святынь. Но Бог милостив — многие из них постепенно возвращаются в монастырские стены.

I 1огда в 1991 году первые насельни-Г^ ки пришли в переданную Церкви Р1 Пафнутьево-Боровскую обитель, I I святыня в ней имелась лишь одна. Но — самая главная. Мы имеем в виду мощи основателя монастыря преподобного Пафнутия Боровского. История этих мощей не вполне обычна. По большому счету, ныне мы знаем лишь

то, что они почивают под спудом в обители — видимо, в соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Между тем, известно, что мощи преподобного были обретены до 1610 года. В «Историческом описании Боровского Пафнутьева монастыря» — в отделе, где перечисляются настоятели обители, — сообщается о том, что в 1530 году

Вверху: Владыка Климент у ковчега с частицей мощей преподобного Пафнутия, перенесенной в Пафнутьеву обитель из Псково-Печерского монастыря.

Слева: Интерьер собора Рождества Пресвятой Богородицы, где почивают под спудом мощи преподобного Пафнутия Боровского. Дореволюционное фото.

великий князь Московский Василий III прислал на раку преподобного Пафнутия покров, который позже, заключив в деревянную раму, преобразовали в икону и поместили в алтаре соборного храма. На покрове этом по шелковому штофу было нашито изображение святого, у ног его имелась надпись: «В лето 7038 повелением Василия Бо-жиею милостию Господаря всея Руси и Великаго Князя Володимерскаго и Московскаго и Новградскаго и Псков-скаго и Смоленскаго и Тверскаго и Огорскаго и Пермскаго и Болгарскаго