054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 26

054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 26

святыни

эта была вотчиной Антониево-Сийско-го монастыря, то по ходатайству игумена монастыря преподобного Феодосия 10 сентября 1678 года мощи были привезены в обитель и с подобающей честью преданы земле в усыпальнице близ гроба преподобного Антония.

В Сийском монастыре в течение нескольких столетий пребывало множество древних памятников русской культуры, которые впоследствии разошлись по разным музеям, библиотекам, архивам. Сегодня в фондах Архангельского краеведческого музея хранятся личные вещи преподобного игумена Феодосия и архимандрита Никодима. Среди них — принадлежавшая Феодосию панагия 1667 года, украшенная эмалью. С именем архимандрита Никодима связана серебряная золоченая дарохранительница 1685 года, покрытая резными изображениями святых и праздников.

Подлинной святыней Антониево-Сийского монастыря была его богатейшая библиотека, второе по величине северорусское книгохранилище после

Вверху слева: Панагия игумена Феодосия, 1667 год.

Вверху справа: Дарохранительница архимандрита Никодима, 1685 год.

Соловецкого. Все описи монастырского имущества неизменно особо отмечали библиотеку. Например в описи 1892 года указано: «В палатке под колокольнею... библиотека главная. Кроме главной библиотеки находятся еще в другом помещении книги для употребления как церковного, так и братского... повреждающиеся от употребления (книги) исправляются должным способом». Сийскую библиотеку начал собирать сам преподобный Антоний, о котором в мемориальной записи на камне в трапезной палате сказано: «От детства добродетели и целомудрия бысть рачитель, книжному чтению и изуграфству от 7 лет навыче». В обитель книги поступали разными путями: это были вклады, приобретения, переписанные тексты. Вклады при этом пре

обладали. Приписки на полях рукописных книг свидетельствуют, что самые ранние вклады относятся к 1528 году. Первый вкладчик — «Самсон Аникие-вич с Холмогор христолюбец» — положил «в дом Живоначальной Троицы на Михайловском озере» Минею на сентябрь. Несколько книг даровал монастырю царь Иван Грозный. К концу XVI века, несмотря на пожар 1593 года, в библиотеке значилось уже 168 рукописей и 13 печатных книг, что по тем временам было очень много.

В XVII веке из Лявлинского женского монастыря в Сийскую библиотеку попадает знаменитое пергаментное Евангелие 1339 года (так называемое Сийское), сегодня хранящееся в библиотеке Российской Академии наук. Это выдающийся памятник русского искусства, самая древняя московская рукопись. Она была создана по заказу великого князя Московского Ивана Калиты, незадолго до его смерти, когда князь принял схиму под именем Анания. Рукопись предназначалась для Лявлинского женского монастыря, ко