054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 29

054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ И МИР

в евхаристии, свидетельствуя о полноте и единении Церкви — небесной и земной. Неслучайно на Великом Входе выносились и плащаницы, поднятые с рак почивающих в храме святых. Мощи святых воспринимались не символически, а как непосредственные свидетели обетования Воскресения, как ходатаи за живых. Поэтому и для строителя храма особый смысл приобретало поминовение его имени на службах у гроба святого, на заступничество которого он уповал.

В конце XVI века в России наступил династический кризис — царь Федор Иоаннович не имел наследника. Уповая на помощь «семейного» святого, каковым в царской семье считался преподобный Антоний Сийский, Федор Иоаннович повелел построить в Сийском монастыре каменную церковь Святой Троицы и «гроб чудотворца Антония внити в нее». До того времени гробница преподобного, украшенная иконами и покровом, присланным Иваном Грозном, помещалась у южной стены деревянной Троицкой церкви под деревянной сенью. Новый каменный храм принял гробницу под свои своды.

Построение храма в Антониево-Сийском монастыре явилось частью широкого обетного храмостроитель-ства царя Федора, масштаб которого сопоставим только с обетной программой Ивана Грозного после Казанского похода и уникален как пример моленного строительства о чадородии. Во второй половине 1580-х — первой половине 1590-х годов в северных монастырях — царских богомолиях — возводятся храмы, освященные во имя «семейных» святых царя и царицы: церковь Феодора Стратилата Спасо-Прилуцкого монастыря, Преображенская церковь с приделами Николы Чудотворца и великомученицы Ирины Кирилло-Белозерского монастыря и многие другие. Так получил свое выражение итог молитвенного опыта московской великокняжеской семьи за минувшее столетие.

Промыслом Божиим в начале XVII века судьба новой царской династии — Романовых — тоже оказалась связана с Антониево-Сийской обителью. В 1601 году сюда прибыл в ссылку боярин Федор Никитич Романов — отец Михаила Федоровича,

Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов).

Первый этаж Трехсвятительского храма-колокольни. По преданию, здесь находилась келья инока Филарета (Романова).

первого Романова-царя. Этот блистательный московский аристократ, влиятельный боярин, законодатель московской моды был обвинен в подготовке покушения на царя Бориса Годунова. Сослали всю семью Романова: жену Ксению Шестову — в Заонежье, детей — Татьяну и Михаила — в Белоозеро, остальных братьев — в отдаленные места севера России. Имение и имущество Романовых конфисковали.

Чтобы окончательно удалить боярина от мирских дел, Годунов распоря

дился постричь его в монахи с именем Филарет, а затем посвятить в иеромонахи и в архимандриты. Обитель обнесли стеной, с узником запретили кому-либо общаться, взяв его под надзор приставов, обязанных постоянно доносить царю о содержании и поведении «изменника». Приставы слали в Москву доносы не только на него, но и на тех, кто хоть в какой-то мере пытался облегчить участь инока Филарета. Первым среди них был игумен Иона. Настоятель знал об этих доносах, но продолжал помогать опальному Романову.

Жизнь бывшего «первого московского щеголя» в ссылке была трудна. Как вспоминал впоследствии Патриарх Филарет, «власяные рубы были худые, а хлеб приходилось своими слезами растворять». Особенно тяжело переносилась разлука с семьей. При каждом воспоминании о маленьких детях «как кто рогатиной в сердце мне толкнет», по собственному слову Филарета.

Впоследствии, уже став Патрирахом, Филарет не забывал Сийской обители. Он делал в монастырь обильные вкла

ды, обеспечивал его льготами. Не отставал от Патриарха-отца и царь Михаил. Сийскому монастырю он даровал золотой напрестольный крест с алмазами, позолоченный образ Вседержителя с алмазами, шитые золотом и серебром покрова, ризу и стихарь с жемчугом и «каменьями высокой цены».

И впоследствии представители Дома Романовых, памятуя семейные традиции, посещали Сийскую обитель. Богомольцами сюда являлись государи Александр I и Александр II.

Первый этаж Трехсвятительского храма-колокольни. По преданию, здесь находилась келья инока Филарета (Романова).

l1 1 т.. шЩ

%

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Журнал-сиский
  2. Сийский монастырьсайт

Близкие к этой страницы