054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 28

054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 28

цлр ma ббрл

Святой человек — не от мира сего, лежащего во зле. Его мир — Божий; святой имеет силы, неведомые миру, поскольку пребывает в сферах, недоступных обычному постижению. В убогой келье святого кончается могущество земных царей, и они, сознавая свое бессилие, сходят с тронов и припадают к святыне.

Йаруя преподобному Антонию Сий-скому жалованную грамоту, великий князь Московский Василий III просил иноков молиться о даровании ему наследника. «Бог да умножит царство самодержавного государя и подаст чреву его плод чадородия», — сказал преподобный Антоний на Соборе монастырском, выслушав княжескую просьбу. Происходило это в 1525 году, а пятью годами позже у великого князя родился сын — будущий царь Иван Грозный. Так впервые пересеклись судьбы русских царей и смиренного подвижника из глухих двинских лесов.

Государь Иван Васильевич искренно чтил преподобного Антония, считая, что во многом по его молитвам живет на Божьем свете. Благодаря царскому вниманию Сийский монастырь скоро

Слева: Преподобный Антоний Сийский. Современная икона, выполненная в иконописной мастерской Сийской обители.

Внизу: Дом преподобного Антония.

возвысился и разбогател. Есть предположение, что преподобный Антоний бывал в Москве, и царь с супругой принимали его.

Сын Ивана Грозного царевич Иван продолжил семейную традицию почитания преподобного Антония. «Любовью распаляем», как выразился сам царевич, он составил житие и службу преподобному Антонию. После гибели сына Иван Грозный жаловал на помин его души земли в Антониев монастырь, объясняя это тем, «что царевич... к чудотворцу Антонию веру держал».

В годы царствования Ивана Грозного сложилась традиция построения храмов над гробами русских чудотворцев. С одной стороны, это связано с канонизацией сонма русских святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Внесение мощей чудотворцев в пространство храма, если они были погребены вне его стен, было частью их церковного прославления. С другой стороны, традиция эта явилась развитием догмата о почитании мощей. Погребенный в храме подвижник зримо участвовал