054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 27святыни торый был опорным пунктом Москвы в нижнем течении Двины и по берегу Белого моря. Сийское Евангелие состоит из 945 бумажных листов и включает в себя 2138 миниатюр. Вес его — 22 кг 800 г. В истории искусства Византии и Древней Руси трудно найти пример лицевой рукописи, содержащей столь большое количество иллюстраций; из западных кодексов ее превосходит только Библия Филиппа Смелого. История Сийского Евангелия насчитывает более 300 лет, но краски, которыми выполнены рисунки, по-прежнему ярки. На протяжении XVII века библиотека монастыря увеличилась в четыре раза и в 1692 году состояла из 359 рукописных и 333 печатных книг. Особо ценным поступлением стало пожертвованное обители Андреем Ивановичем Голубовским Евангелие 1627 года в серебряном окладе, украшенное гравировкой, чеканкой и драгоценными камнями. В 1692 году дворянин Семен Тимофеевич Римарев положил «в вечное поминовение боярина Ивана Михайловича Милославского» Евангелие 1681 года, выполненное в новой для того времени технике наложения эмали по чеканному рельефу и живописи по эмали. Выдающимся вкладчиком монастыря был патриарший казначей Паисий, с детства живший в Сийском монастыре и до конца своих дней заботившийся о воспитавшей его обители. В 1692 году именно он привез от Патриарха грамоту об учреждении в Сийском монастыре архимандрии, дорогую архимандричью шапку, а также четыре запечатанных сундука, которые завещал вскрыть только после его кончины. В 1694 года Паисий скончался, его по завещанию похоронили в Сийском монастыре, рядом с преподобным Фео-досием. В сундуке же оказались ценные рукописные книги, составившие лучшую часть монастырской библиотеки (например, Киево-Печерский патерик 1661 года). Монастырские описи показывают, что в Сийской обители собирали рукописи, сознавая их выдающееся культурное значение, в то время как печатная книга с конца XVII века использовалась главным образом в богослужебных целях и пополнялась по мере надобности. На рубеже XVII—XVIII веков тематика книг, поступающих в библиотеку обители, изменяется вместе с измене ниями общественно-политическими и культурными. Появляется много новой переводной богословской литературы, словари, учебники. В 1903 году весь архив монастыря — около 17 тысяч документов и рукописных книг — был передан в Архангельское древлехранилище. В настоящее время библиотека и архив обители рассредоточены по разным хранилищам страны. Некоторые древние книги возвращаются в монастырь. Одна из них — рукописная книга конца XVI века, написанная рукой инока Даниила. Для современной братии это подлинная святыня, символ преемственности сийской монашеской традиции. «Святые сокровища» Сийского монастыря включали в себя и драгоценные предметы церковного обихода, пожертвованные в обитель чудотворца Антония известными людьми Руси. В монастырской ризнице хранились уникальные напрестольные кресты — среди них отметим крест «серебропозолоченный с жемчугом, со святыми в нем мощами, положенный митрополитом Новгородским Александром» в 1593 году. Выдающимися произведениями искусства являлись священнические бархатные облачения с вышитыми изображениями, унизанные жемчугом, сработанные царицами, царевнами и боярынями. Евангелие 1681 года из монастырской библиотеки. |