063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 19

063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 19

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

от эпидемии холеры. Согласно преданию, во время мора одному из прихожан Никольского храма (кстати, глубоко символично, что здешний храм посвящен именно свт. Николаю — рыбаки и все «плавающие по водам» издавна чтили его как своего сугубого покровителя) явилась во сне Божия Матерь и велела обойти весь посад крестным ходом со Смоленской иконой, пребывавшей до того времени в забвении на чердаке жилого дома. Когда крестный ход был совершен, эпидемия прекратилась.

Богослужения в Никольской церкви продолжались довольно долго и после революции. Однако в 1939 году разоренный и оскверненный храм закрыли. Возобновилась молитвенная жизнь на острове Залита только в 1947 году, при этом некоторое время службы проходили только в Смоленском приделе. Потом, уже в пору настоятельства отца Иоанна, талабский храм перевидал множество паломников. И все они, словно сговорившись, вспоминали о нем

как об одном из самых чудесных храмов, когда-либо виденных ими. Вот отзыв одной из паломниц: «В субботу пошли ко всенощной. Храм произвел очень хорошее впечатление. Я была впервые в настоящей деревенской церкви. После московских столичных ве-

О самом же старце Николае оставлено столько воспоминаний, что не перечесть и за неделю. «Единственным по-на-стоящему прозорливым старцем на территории бывшего СССР» называл его архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Но не только прозорливость стар-

Домик старца напротив островного кладбища.

ликолепных храмов она меня поразила: скромные иконки, украшенные искусственными цветами, чистота, какой-то свежий воздух для души там был, не было ничего парадного, все чисто, аккуратно, очень отрадно».

ца подвигала многих пускаться в дальнее путешествие к маленькому острову Залита, но и его великая любовь к людям, его простота и открытость.

С присутствием отца Николая остров зримо преобразился. «Когда он приехал на

остров, — вспоминает игуме-ния Варвара (Трофимова), настоятельница Пюхтицкого монастыря, — около его домика было пустое место, напротив — кладбище с разбитой оградой и ни одного деревца. А ему так хотелось все украсить! И он из Киева, Почаева, Вильнюса, Пюхтиц собирал растения, корни кустов и цветов и сажал на острове. Батюшка с любовью ухаживал за деревцами. Тогда еще там не было водопровода, и воду батюшка носил с озера, по 100—200 ведер. Все сам поливал: и кусты, и цветы, и будущие деревья. Рядом с домом батюшка посадил хризантемы, георгины, гладиолусы. Теперь мы видим плоды его трудов: повсюду зазеленели туи, пихты, лиственницы. А где зелень, там и птицы. Сколько их наполнило своими голосами ранее пустой остров!» Все это и поныне напоминает паломникам о дорогом старце. И домик его напротив кладбища стоит все так же, белея одиноким окошком. Вот только на кладбище одной могилой стало больше.

В этой комнате старец прожил несколько десятков лет. Здесь он и скончался 24 августа 2002 года.

Могила старца Николая. Его многочисленные духовные чада приезжают к ней, чтобы помолиться здесь, отслужить панихиду.

: ; уф*