063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 22

063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 22

мы иш-шшмиш

Существуют две иконы, давними узами неразрывно связанные со Спасо-Елеазаровским монастырем. В XV веке преподобный Евфросин принес в обитель Цареградскую икону Божией Матери. А в XVIII веке, с упразднением Великопустынского монастыря, его главная святыня — икона Всемилостивого Спаса — перешла в Елеазаровскую обитель.

■""■1453 году Константино-г"^ поль был взят турками. Г1 Незадолго до этого эпо-1_1хального и скорбного события здесь побывал преподобный Евфросин Псковский. Из «Второго Рима» на Псковскую землю он унес благословение Патриарха — чудотворную Цареградскую икону Божией Матери.

Неизвестно, при каких обстоятельствах явилась Цареградская икона Божией Матери. Е. Н. Погожев (Поселянин) (1870—1930) в книге «Богоматерь. Описание Ее жизни и чудотворных икон» писал: «Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии...»

Есть, кроме того, мнение, что явилась икона — в 1051 году. И даже не столько явилась, а была перенесена из Рима в Константинополь. Если верить этому преданию, то выстраивается стройная схема: Цареградская икона Божией Матери была хранительницей Рима, после (или незадолго до) отпадения его от Православия (в 1054 году) очутилась в Константинополе, а с принятием Византией Флорентийской унии (1439)

Список с Цареградской иконы Божией Матери, хранящийся в Спасо-Елеазаровском монастыре.

перешла на Русь, а именно — в Спа-со-Елеазаровский монастырь, где впоследствии была сформулирована идея «Москва — Третий Рим».

Мы не можем определенно утверждать, принес ли преподобный Евфросин на Псковщину самое Цареградскую икону или список с нее. Дело в том, что обитель после перенесения образа не

раз подвергалась вражеским нападениям, и во время одного из таких грабежей (напали в тот раз на монастырь шведы) была похищена вместе с другими ценностями из обители. Но существует предание, что корабли, на которых шведы пытались вывезти награбленное, затонули в Псковском озере близ впадения в него реки Толбы. Так икона исчезла безвозвратно.

Сейчас в монастыре находится относительно новый (но дореволюционный) список с чудотворной Цареградской иконы Божией Матери. В годы гонений его сберег старец Николай Гурьянов с острова Залита и передал его Спасо-Елеазаровскому монастырю, когда тот начал возрождаться. Есть сведения, что до разграбления монастыря 1918—20 годов в нем пребывал и древний список с иконы, датируемый предположительно концом XV века. В 1929 году, по утверждениям специалистов, он «засветился» в фондах Псковского музея, хотя дальнейшая судьба его неизвестна. Возможно, он и до сих пор находится где-то в музейных хранилищах. В Псковском музее пребывает и другая древняя святыня, находившаяся некогда в Спасо-Елеаза-ровском монастыре и изъятая из него в 1920-е годы — икона Всемилостивого Спаса. Она также носит название «Спас Елеазаровский». Этот образ — одна из древнейших псковских икон. Предполагают, что написана она была в XIV веке. На протяжении долгого времени