063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 24

063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 24

«р М РИМ плдш...»

Концепция «Москва —Третий Рим», сформулированная старцем Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем, вот уже пятьсот лет не теряет своей актуальности. О ней спорят, ее «принимают к сведению», ею, наконец, руководствуются. Каковы истоки этой идеи? И почему она сделалась столь важна для русского сознания?

mm

Флорентийская уния — соглашение об объединении Западной и Восточной (Православной) Церквей, заключенное в 1439 году на соборе во Флоренции. При этом Восточная Церковь в лице ее представителей, греческих епископов (почти всех, за исключением Марка Эфесского и Патриарха Константинопольского Иосифа, умершего к тому времени), принимала латинскую догматику при сохранении православного обряда. В 1443 году уния была осуждена на соборе в Иерусалиме, составленном Патриархами Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Повторное осуждение унии произошло в 1450 году в Константинополе. Фактически уния так и не вступила в силу в Византии.

Начало XVI столетия застало формирующееся русское государство в поисках государствообразую-щей идеи. Время было переломное, противоречивое во многих своих проявлениях. Конец света, которого ждали в 1492 году, так и не наступил. Но в 1453 году турки захватили Константинополь, и на Руси это великое падение великого города вызвало трепет. Здесь не могли не связывать со

бытий 1453 года с принятием греками в 1439 году флорентийской унии. Московский митрополит, грек Исидор, тоже участвовал в заключении этого соглашения. По возвращении в Москву митрополита Исидора великий князь Василий II низложил его. По нем на митрополичью кафедру был избран первый святитель русского происхождения — митрополит Иона. И в конце 1450-х годов, когда падение Констан-

«Вступление Мехмеда II в Константинополь в 1453 году» (1876), картина Б. Констана.

тинополя было увидено уже как бы «совершенно свершившимся фактом» и даже отчасти осмыслено, свт. Иона писал: «Сами, дети, знаете, сколько бед перенес царствующий град от болгар и от персов, державших его семь лет, как в сетях; однако же он нисколько не пострадал, пока греки соблюдали благочестие. А когда они отступили от благочестия, знаете, как пострадали, каково было пленение и убийство; и уж о душах их — один Бог весть».

Трагическое упразднение Константинополя как центра Православия совершенно меняло идеологические реалии, окружавшие московитов. В этой атмосфере весьма быстро созрела идея о наследовании Москвы Царьграду. «Итак, после падения Константинополя