063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 23

063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 23

святыни

икона хранилась в Великопустынском монастыре. С момента его упразднения в 1766 году и перевода великопу-стынской братии в Елеазаровский монастырь икона Спасителя находилась в Елеазаровской обители.

Сейчас подготавливается передача иконы на хранение в монастырь. Связан этот процесс со многими техническими трудностями (в частности, мона-

Справа: Кроме Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, в обители есть и другие Ее иконы старого письма — например, образ «Утоли моя печали».

Дальняя справа:

Спас Елеазаровский. Образ XIV века, одна из старейших псковских икон.

стырь должен обеспечить подобающие температурно-влажностные условия для иконы, чье состояние определяется специалистами как «сложная сохранность», провести сигнализацию и т.д.), а также и с недовольством определенной части общественности. С одной стороны, существует страх, что образ в обители погибнет от несоблюдения условий хранения. С другой — что к иконе будет затруднен доступ. Учитывая уже имеющийся опыт, можно сказать, что страхи эти часто отличаются преувеличенностью. Протоиерей Николай Чернышев, клирик московского храма свт. Николая в Кленниках, руководитель мастерской отделения иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, уверен: «Благодаря усилиям ученых и реставраторов, в наше время все условия для сохранения икон есть. Нельзя назвать нерешаемым с технической стороны и вопрос транспортировки. Почему

"Джоконду" можно было из Франции в Москву привезти, а икону на 100 км отвезти от музея нельзя? Современные технологии позволяют древние иконы содержать в хорошем состоянии сохранности в храмах. Например, реставратор высшей категории Юрий Александрович Рузавин много лет потратил на реставрацию великой святыни — новгородской иконы "Знаме-

Мозаичное изображение Всемилостивого Спаса на Святых вратах обители.

ние" Я был свидетелем его труда. Этот великий исторический памятник из, действительно, сложного был приведен в такое состояние, что его можно не

только в музее сохранять. В настоящее время эта икона в особом ковчеге под особым присмотром находится там, где ей и подобает — в Софийском соборе Великого Новгорода. Передан в храм свт. Николая в Толмачах подлинник Владимирской иконы Божией Матери, над которым трудилось не одно поколение реставраторов. Сейчас в храме созданы все условия для хранения и од

новременно благоговейного почитания. Передана Боголюбская икона Божией матери в Боголюбский монастырь. Этот список можно продолжать» (см. журнал «Нескучный сад», №2/2009).

Что касается недоступности икон в храмовых или монастырских стенах, то недоступность эта — мнимая. Похожие соображения высказывались и тогда, когда стоял вопрос о передаче на хранение Толгскому монастырю Толг-ской иконы Божией Матери. Икона вернулась в обитель, и на поверку оказалось, что здесь ее увидеть даже проще, чем в музее, — храм, где она пребывает, открыт с утра и до вечера, без выходных и санитарных дней. А свидетельства о крещении у посетителя на входе в монастырь никто не спрашивает.

Возвращаясь к Елеазаровской иконе Спасителя, отметим, что ее передача Спасо-Елеазаровской обители намечена на лето 2010 года. К этому времени все существующие сейчас спорные моменты должны быть улажены.