063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 20

063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 20

<1 CJ

и

3-

ПРШТЖИЙ источник

Вокруг Пскова очень много рек, речушек, озер, родников. По крайней мере шесть источников в Псковской епархии почитаются святыми. Один из подобных источников находится близ Спасо-Елеазаровского монастыря. Он носит светлое название — Пречистенский.

^\реди множества чудесных собы-I "тий, связанных с историей Спасо-Ж 1Елеазаровского монастыря, есть ш/ одно, оставившее в ней наиболее глубокий след. Речь идет о перенесении в монастырь Цареградской иконы Божией Матери. Об этом чудотворном образе мы расскажем в следующем разделе, поскольку список с него и поднесь является одной из главных святынь обители.

Источник, по преданию, забил на том месте, где первые насельники монастыря преподобного Евфросина встретили Цареградскую икону Божией Матери.

Часовня над Пречистенским источником возле дороги, ведущей в монастырь.

Согласно преданию, преподобный Евфросин ходил в Константинополь — поскольку, как сообщается в его Житии, «сетовах безмерною печалию пред Богом о пресвятыя аллилугия, и много вопрошах от церковныя чади старейших мене о велицей той вещи, и никтоже возможе тайны сия протол-ковати о божественной аллилугии». По мысли преподобного (как она передана составителем Жития), разрешить его сомнения должен был Патриарх Константинопольский. Святой благополучно достиг Царьграда, беседовал с Патриархом и сподобился в качестве благословения получить от него «святую икону, чудную зело» — а именно Цареградскую икону Божией Матери.

Когда преподобный Евфросин возвращался (а с момента его ухода из пустыни минуло, должно быть, немало времени — путь из Пскова в Константинополь был труден и долог), братия, прослышав об этом, вышла встречать его на дорогу, ведущую из Пскова к монастырю. Неизвестно, имели ли насельники Елеазаровой обители сведения о том, что их учитель возвращается с иконой — благословением Патриарха. Как бы там ни было, на месте встречи святыни, несомой старцем, забил источник. Он впоследствии получил название Пречистенского (иногда его — по близости Спасо-Елеазаровского монастыря — называют также Елеазаровским) и прославился как целебный. Чудотворения на святом источнике продолжаются вот уже на протяжении нескольких столетий. Сейчас на источнике (он находится прямо на обочине дороги, ведущей из Пскова в Гдов) стоит часовня. А купальня, где можно окунуться в источник, «спрятана» несколько дальше в лесу, дабы паломники могли уединенно помолиться перед омовением.