065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 27

065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

преимуществу носит на себе имя дома; потому что слово Куда на черемисском языке означает дом...

У черемисов домашний скот не пасется под надзором пастуха, но бродит на воле по полям и лесам рассеянно. Хотя часто случается, что из сего скота значительная часть достается в добычу хищным зверям. Черемисы, однако ж, не отстают от своего обыкновения, содержат скот по примеру степного азиатского быта, жертвуя им в пользу закоренелой своей привычки.

Еще явление не менее того замечательное во нравах черемис заставляет признать их за часть Средней Азии. У них женский пол в рабстве. Это отличительный признак характера азиатских народов, у которых мужья — полномочные господа своих жен. Мы видели черемисок, пашущих на полях и едущих с дровами, между тем как мужчины важно разгуливают по улицам...

Когда мы взошли в большую избу, в которой черемисы ведут обыкновенную жизнь как старожилы-подданные Русской державы, то увидели здесь совсем другой свет. Здесь мы нашли то же расположение, как и в русских избах, такие же лавки и полати, на том же месте печку, только с трубой, чего редко можно встретить в обыкновенных русских избах. Черемисы зимою

На Раифском озере.

Летний костюм женщины-черемиски. Иллюстрация к работе Эдварда Хардинга «Костюм Российской империи», изданной в Лондоне в 1803 году.

постоянно живут в сих избах и в них приготовляют пищу, а когда наступит лето — перебираются в свои Куды, где и вступают во все права монгольского своенравия. Несмотря на некоторые неважные отсутствия, я у черемис в русской жилой избе нашел немалое сходство с устройством сих зданий у наших деревенских крестьян так, что при вхо

де в одну из них я невольно принужден был воскликнуть: «Вот здесь русским духом пахнет!»

Впрочем, у нас черемисы и не совсем остались без всякой перемены в отношении нравственно-религиоз-ного образования. Хотя некоторых из своих обычаев они и доселе придерживаются, однако ж нельзя не заметить благотворного влияния на них христианской веры. Прежняя дикость с них приметно спадает, на месте ее кротость, свойственная христианской жизни, управляет всеми движениями их сердца. Они строго соблюдают постановления, предписанные Православной Церковью, и особенно те из них, которые строятся для наружного благочестия. А сего для них и довольно. Такому обращению своему из язычества в христианскую веру многие из них обязаны благотворному на них действию нашей Духовной миссии, высочайше учрежденной в Казанской епархии в 1830 году...

Уже начинало смеркаться, как мы прибыли в монастырь, довольные сей прогулкой, доставившей нам приятный случай видеть чад Востока, благословляющих судьбу свою у нас на Руси под мудрым и человеколюбным правлением Российских благочестивейших монархов.