069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 17

069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 17

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Колокольня монастыря.

и был впоследствии сделан Крест, на котором распяли Христа, и капли Его крови оросили древесину, просочившись до заключенной в нее головы праотца и искупив его первородный грех. В данной истории сокрыт глубокий внутренний смысл: древо познания, которое погубило Адама первого, послужило воскресению Нового Адама, то есть Христа.

Согласно другой истории, когда Аврааму в Мамвре явился Бог в виде трех ангелов, то они перед уходом оставили ему три своих посоха. Их и отдал Авраам Лоту после его грехопадения с дочерьми, велев посадить в окрестностях Иерусалима и поливать водой из Иордана. Лот, стремясь искупить свой грех, выполнил поручение Авраама — посадил посохи в долине, сам носил воду из реки, боролся с сатаной, искушавшим его через помыслы. Посохи проросли и выросли в триединое дерево пинию-кирис-кедр, послужившее основанием для создания Животворящего Креста Спасителя.

В легенде Древа, связанной с законоучителем Моисеем, фабула повествования основана на описанной в Ветхом Завете истории народного ропота у горького источника Мерры. Существуют две версии этого сюжета. Первая — Моисей посадил на берегу источника древо, принесенное из рая во время всемирного потопа. Вторая — ангел дал Моисею ветви трех деревьев алоэ, кедра и кипариса и велел, сплетя их вместе, как символ Святой Троицы, посадить на берегу.

33 ДРЁБНИШ СТЕНАМИ

Очень часто от паломников, посетивших обитель Святого Креста, можно слышать, что она похожа на крепость. И это действительно так: выложенные из крупных блоков стены, которые подпирают исполинские контрфорсы, кажутся непробиваемыми, а небольшие окна еще больше усиливают впечатление военной мощи. Совсем по-крепостному выглядит и единственный вход: в монастырь можно пройти только через низкие и узкие ворота, сделанные в стене таким образом, чтобы во время

осады затруднить проникновение неприятеля. За ними располагается монастырский двор, на который выходят кельи монахов, комнаты для гостей, магазин сувениров и другие постройки. В нижних помещениях обители ныне находится монастырский музей. На втором этаже располагаются старинные хлебопекарня, кухня и трапезная. Архитектурной доминантой обители является барочного вида колокольня, завершенная в 1850-е годы. Имеющаяся в конце первого двора калитка ве

дет во второй дворик. Именно оттуда можно попасть в церковь, жемчужину монастыря.

Время постройки ныне существующего соборного храма обители определяется достаточно точно. Еще в конце XIX века в монастыре сохранялась древняя рукопись, в которой возоб-новитель монастыря Святого Креста Георгий-Прохор оставил следующую запись, датируемую 1038 годом: «Ми-лостию Божьею... сподобился я, смиренный грешный Георгий-Прохор,