069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 19

069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 19

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

вписаны в свитки, между которыми изображены Богоматерь с Младенцем, помещенные в медальон. Под медальоном расположена любопытная композиция — Рука Господня, держащая на ладони десять человеческих голов. Смысл этой композиции раскрывается соседним изображением на правой стороне входного проема, где помещена фигура царя Соломона. Он держит свиток с цитатой из книги Премудрости Соломона: «Души праведных в руке Божией». На левой стороне входного проема помещено изображение монаха с завязанными глазами, одетого в мирские одежды, препоясанного веревкой и босого. В обеих руках монах держит зажженные свечи, а за его спиной — возвышается крест. Изображению сопутствуют надписи: греческая («Мир распят в Меня, и Я в мир») и грузинская («Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи»).

На южном прясле внутренней части западной стены изображены особо почитаемые грузинские святые, прославившиеся на ниве книжного творчества и переводов священных текстов: слева — преподобный Евфимий Свя-тогорец (его также именуют Иверским и Афонским), справа — преподобный Георгий Святогорец (Иверский) Мтац-миндели. Оба монаха держат в руках свернутые свитки, что символизирует их деятельность в качестве духовных

писателей. Святые названы Свято-горцами, потому что их монашеское служение связано, в первую очередь, именно с Афоном. Появление этих преподобных на фреске могло быть вызвано и их участием в возобновлении монастыря Святого Креста в XI веке. В одной грузинской рукописи, относящейся к 1055 году, а также в ряде афонских и синайских синдиков сооб-

Мозаичные полы XI века.

щается, что обитель создавалась трудами Георгия-Прохора «по приказанию и при содействии священного мужа Евфимия». А Георгий Мтацминдели во время путешествия в Иерусалим в 1056 году привез в монастырь Святого Креста вклады от матери царя Баг-рата IV Мариам.

Если пойти дальше по храму вдоль его южной стены, то внимание при

влекут росписи юго-западного столба. В западной части изображены пер-воверховные апостолы Петр и Павел. Между ними, у ног, помещен молящийся инок, грузинскую надпись над которым можно перевести как: «Расписавшему сей храм Гавриилу Петрадзе, архидиакону из Дранда, и родителям его да простит Господь грехи, аминь». На северной стороне этого же столба изображены три святых-воина — великомученики Димитрий Солунский, Георгий Победоносец и Феодор Тирон, а также мученик Нестор, пострадавшие за веру Христову на рубеже III—IV веков. Фигуры расположены попарно, в два ряда. Нижний ряд — святые Димитрий Солунский (слева) и Нестор; верхний ряд — святые Георгий Победоносец (слева) и Феодор Тирон. Кажущееся странным на первый взгляд присутствие в группе воинов угодника Божьего, который воином не являлся, на самом деле имеет свое объяснение. Согласно житию, мученик Нестор, юноша «крепкий телом, красивый лицом, с едва пробивающеюся бородою», был близок к Димитрию Солунскому, у которого научился святой вере. Находящийся в темнице великомученик Димитрий благословил своего ученика на поединок с непобедимым борцом Лием. Подкрепляемый заступничеством Бога юный Нестор неожиданно для всех одолел Лия, как некогда Давид Голиафа,

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Грузинский храм

Близкие к этой страницы