069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 18

069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ЙРШ1

Мамлюки (араб. — белые рабы, невольники) — воины-рабы (из тюрок, а также грузин, черкесов и других кавказских народов в Египте), из которых была сформирована гвардия правителей династии Айюбидов (1171-1250). В 1250 году командная верхушка мамлюков свергла Айюбидов и захватила власть. После турецкого завоевания Египта и свержения власти мамлюков часть земель оставили мамлюкской знати, которая была обязана платить дань турецкому паше в Каире. Ослабление Османской империи в конце XVII века позволило мамлюкам фактически восстановить свою власть. Лишь при Мухаммеде Али у мамлюков изъяли их земли (1808 год), а в 1811 году мамлюкские беи были истреблены.

В старинной трапезной.

Маленькие врата большой обители.

по имени только иерей, по делам недостойный, найти возможность, при всей своей нищете, и выстроить [монастырь/храм?] на этом святом месте Животворящего Креста». Обративший внимание на данную запись профессор А. Цигарели привел также свидетельство Жития преподобного Георгия Иверского Мтацминдели, согласно которому во время посещения Иеру

салима святым Георгием Мтацминдели в 1056 году Георгий-Прохор был озабочен постройкой монастыря Святого Креста. Профессор А. Цигарели сделал вывод, что к 1038 году в обители имелся соборный храм, упоминаемый в записи самого строителя, а позже велось возведение остальных зданий. В 1099 году крестоносцы, вступившие в Иерусалим, свидетельствовали о монастыре Святого Креста уже как о «хорошей постройке».

Храм обители построен на древних фундаментах VI века и является довольно примечательным архитектурным сооружением. В нем удивительным образом сочетаются два основных принципа храмоздательства византийского культурного пространства: крестово-купольный и базилика. Церковь монастыря Святого Креста представляет собой трехнефную базилику, перекрытую в центральной части (ближе к притвору) куполом на круглом и не очень высоком барабане, который несут четыре столба. К северо-восточному углу храма пристроена ризница, ведущая в часовню Креста. Именно здесь, в часовне, отмечено место, где, по преданию, и росло Древо Креста Господня.

Игорь Баландин, автор «Описания святых мест в Израиле с комментариями и размышлениями», так отзывается о храме обители Святого Креста: «Церковь монастыря Креста дает нам уникальную возможность познакомиться с подлинным православным искусством и традиционной иконографией. Гармония архитектурных линий, мозаики пола и стенных росписей делают главную церковь монастыря живым музеем христианского искусства от Средних веков до наших дней. Стенная роспись особенно уникальна и определенно доказывает, что искусство было достаточно активно в Православной Церкви даже в самые темные времена мамлюкского и оттоманского владычества».

(ЖР^ЗЫ ХРИСТИАНСКОМ ИСТОРИИ

Достоянием обители Святого Креста являются ее настенные изображения. Монастырь расписывался неоднократно. Древнейшие фрески, которые, несмотря на все невзгоды, сохранились до нашего времени, относятся к концу XII — началу XIII веков. Большинство

уцелевших фресок было основательно поновлено или даже впервые написано в 1643/1644 году. О времени этой росписи сообщает двуязычная — греческая и грузинская — надпись, расположенная на каменной балке входного проема в церковь монастыря. Из текстов

надписи можно узнать, что инициатором и главным жертвователем росписи был Леон Дадиани, руководил работами настоятель обители Никифор, а непосредственно трудились над фресками иеромонахи Моисей, Григорий и иеродиакон Герасим. Тексты надписи

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Роспись купола иверского монастыря

Близкие к этой страницы