Вокруг света 1955-01, страница 68

Вокруг света 1955-01, страница 68

«СЛАВА» В АНТАРКТИКЕ»

«Шторм достигал одиннадцати баллов... Океан ревел и бесновался. Порыв за порывом поднимал длинные волны двадцатиметровой высоты, срывая с них седую пену. Волны вставали стеной перед судном, обрушиваясь на него».

Все китобойные суда флотилии бездействовали. Они падали с борта на борт на огромных волнах, поднимались дыбом, обнажая киль, и вновь зарывались до верхушек фок-мачты в пучину. Но молодой гарпунер «Славы-9» Григорий Панов решил не прерывать погони за китом, и в полдень, когда ветер достиг силы урагана, кит был доставлен на базу.

Так впервые за всю историю китобойного промысла советский гарпунер добыл кита во время шторма.

Много героических трудовых подвигов советских моряков описал капитан-директор флотилии А. Соляник в своей книге «Слава» в Антарктике» (Профиздат, 1954 г.). Вся книга Соляника — яркое свидетельство героизма и мужества советских китобоев.

интенсивном расхищении богатств материка.

В Издательстве иностранной литературы недавно вышел сокращенный перевод книги Жан-Поля Гарруа «Африка — умирающая земля. Разрушение африканских почв под влиянием колонизации»1. Эта книга о прошлом и настоящем. Но по ней можно наглядно представить, каково могло бы быть будущее материка, если бы колониальные державы имели власть над будущим.

Автор книги — генеральный секретарь Института по изучению Центральной Африки, он возглавляет Международное бюро по охране природы. Многие годы автор изучал африканские проблемы на месте и особенно хорошо знает Бельгийское Конго. Его никак нельзя назвать противником колониализма. Наобо

1 Ж а н-П оль Гарруа, Африка — умирающая земля. Разрушение африканских почв под влиянием колонизации. Москва. Издательство иностранной литературы, 1954 г., 399 стр., ц. 18 р. 20 к.

рот, по мнению Гарруа, колониальная система может быть весьма благодетельной для африканцев, она нуждается лишь в некоторых улучшениях.

Содержание этой книги чрезвычайно противоречиво. По своей политической направленности она — апология колониальной системы, а по приведенному в ней фактическому материалу — обвинительный акт этой системе. Выводы автора, находящиеся в противоречии с фактами, не убеждают читателя. Но факты остаются фактами, и в этом ценность книги.

На конкретных примерах автор показывает пагубные последствия деятельности колонизаторов в Африке: разрушение растительного покрова, сокращение водных ресурсов, ускоренную эрозию почв. Эти процессы находят яркое выражение прежде всего в опустошении тропических лесов, саванн, степей.

В Нигерии и на Золотом Берегу первобытные леса неотвратимо отступают перед плантациями какао.

На юге Золотого Берега плантаторы ежегодно раскорчевывают до 75 тысяч гектаров леса; при таком темпе для полного уничтожения леса, занимающего три с половиной миллиона гектаров (то-есть 15 процентов территории страны), не потребуется и 50 лет. В Сьерра-Леоне и в прибрежной полосе Либерии лес долгие годы уничтожался на площади в тысячи гектаро-в и заменялся плантационными коммерческими культурами, преимущественно кофе. За последние полвека непоправимым разрушениям был подвергнут растительный покров на Мадагаскаре, состоявший прежде на три четверти из лесов.

Прогрессирующее уничтожение растительности, производимое в интересах плантаторов и лесопромышленников, непосредственно сказывается в постепенном увеличении засушливости климата и усыхания подпочвы, в усилении эрозии, в наступлении пустынь. Гарруа указывает, что Сахара ежегодно отвоевывает примерно один километр у прилегающих к ней областей. А на севере Кении пустыня Туркана наступает с быстротой 10 километров в год.

Одним из опаснейших последствий колонизации, особенно разрушительно действующим на африканские почвы, является насильственное внедрение в широких масштабах экспортных культур— какао, кофе, земляного ореха, бананов и т. п. Обширные районы и даже целые страны специализируются только на одной какой-нибудь из этих культур, что влечет самые пагубные последствия для местного населения.

По свидетельству Гарруа, экспортные культуры, выращиваются ли они в условиях плантации, или в мелком туземном хозяйстве, «постепенно лишают почву Африки... ее плодородия, отправляемого за океан в виде продуктов, даже отходы которых никогда к ней не вернутся».

Гарруа старается убедить читателя, что колониальные державы, используя советы ученых, еще в состоянии исправить «допущенные ошибки», приостановить процесс разрушения африканской земли и, более того, добиться лойяльного «сотрудничества» африканцев с колонизаторами. Но автор взял на себя неблагодарную и крайне неприглядную задачу. Жизнь давно развенчала миф о «цивилизаторской миссии» колонизаторов.

Колониальная система была и остается системой интенсивного расхищения природных богатств и жестокой эксплуатации населения экономически слабых стран.

Будущее своего континента африканские народы видят не в сохранении колониальной системы, а в борьбе за ее ликвидацию, за право самим распоряжаться своими богатствами. Об этом убедительнее всяких слов говорит мощный размах национально-освободительного движения в африканских странах.

С. Д А Т Л И Н

«ГОРОД НА ЕНИСЕЕ»

В 1627 году енисейский воевода Яков Хрипунов «отписал» в Москву, что его помощник Андрей Дубенский «присмотрел со служивыми людьми в новой качинской землице на реке на Енисее на яру место угоже, высоко и красиво, и лес близко всякий есть, и пашечных мест и осенних покосов много и острог на том месте поставить можно».

Вскоре около Красного яра на Енисее был построен Красноярский острог, положивший основание городу Красноярску.

Московский тракт, проложенный во второй четверти XVIII века, связал новый город с центром России, Иркутском и Забайкальем; с этого времени и начинается быстрый рост города, оказавшегося на перекрестке важнейших торговых путей того времени

Об истории возникновения и развития одного из крупнейших сибирских городов, о его огромном промышленном и культурном росте за годы советской власти, о ближайшем будущем города рассказывается в книге Е. Нифантьева «Город на Енисее» (Красноярское книжное издательство, 1954 г.).

62