Вокруг света 1955-02, страница 40Ъ ДЕЛИТ ДУНАЯА. ТРЕСТИЕНИ Никогда не забуду путешествия, которое я проделал в плавнях Дунайской дельты с моим молодым приятелем и проводником Карпом Васильевым-вторым, родом из рыбачьего поселка, что выгнулся подковой по берегу старого Дуная. Он называется «Двадцать третья миля» — по расстоянию, отделяющему его от моря. Еще не рассветало, и вода сливалась с небом в одну безбрежную темную синеву августовской ночи, когда мы отплыли из поселка. Лишь тут и там в зеркале реки мигали звезды. Черный силуэт артельного лабаза на деревянных столбах, напоминавшего древние свайные постройки, и старые прибрежные ивы растаяли позади нас в легкой дымке. Васильев, одетый в теплый свитер, стоял на корме лодки и пристально всматривался в синеву над высоким камышом. Его товарищ Леон Малыхин, медлительный и молчаливый пожилой рыбак, сидел на веслах. Он греб энергично, но весла опускал, совсем не поднимая брызг. И лодка, едва-едва покачиваясь, бесшумно скользила по воде. Чем больше рассеивалась темнота, тем больше я убеждался в том, что мы плывем не прямо, как это казалось вначале. Мы находились в густом лабиринте проток и рукавов, разливающихся порой до размера небольших, с базарную площадь, озер. Некоторые протоки, широкие и прямые, в своих камышовых берегах похожие на аллеи, неожиданно поворачивали и рассыпались на множество водяных тропинок. Но из них только одна вела к месту, где под водой подкарауливали рыбу верши. Малыхин уверенно направлял туда лодку по этой паутине проток и излучин, казалось, руководимый только чутьем. Было видно, что ему не требуется никакого напряжения для выбора правильного пути. Сколько нужно лет труда и борьбы с природой, чтобы человек мог достичь такого искусства1.. Дельту можно сравнить с большим городом, который, разрастаясь со временем, наперекор всякой планировке, присоединял к себе новые кварталы и улицы. Но в городе все же можно найти нужный путь, обращаясь к табличкам с названиями улиц и к номерам домов. В дельте же нет ни одного отличительного знака, который говорил бы, что этот закоулок не тот, в котором вы только что были. Целы- Рисунки А. Тарана ми сутками можно кружить понапрасну около одного и того же места, не замечая этого. Все здесь так похоже, что только очень острый и свыкшийся с окружающим глаз может найти место, где нужно повернуть. На поверхности воды в дельте зачастую происходят события, изменяющие запечатленную в памяти местных жителей карту. За одну лишь ночь хмасса старых камышей, скрепленных илом и образовавших пловучий остров, может переместиться, открыть новые протоки и закрыть старые. Перемещение этих огромных масс меняет пути, которыми пользуется рыболовецкая артель. Иной раз такой остров обрастает снизу илом, приносимым водой, навсегда закрепляется на месте, и на нем через множество лет появляются человеческие жилища. Люди па шут тут землю и сеют хлеб. Эти новые земли, образуемые в налш дни отложениями реки, — самое грандиозное, совершающееся тысячелетиями творение Дуная. И как бы ни были очевидны и естественны эти изменения, нельзя без волнения приближаться к такому месту, зная, что там, откуда слышится лай собак, где спеют на солнце сочные, с красной мякотью, арбузы, когда-то можно было услышать лишь плеск воды и увидеть одинокую седую чайку. Ч увство удивления и восхищения становится еще большим, когда мы знакомимся поближе с людьми, населяющими дельту. В полную меру развертывают они сейчас, вместе со всем румынским народом, свои силы и способности. В легком покачивании лодки передо мной встают впечатления недавних дней. Вспоминается, как в Кришане, на берегу Сулинско-го гирла, художник из Тульчи набрасывал эскиз деревни, где около сумрачной ветряной мельницы, стоявшей здесь с незапамятных времен, виднелись белые стены недавно построенных больницы и ро- 34 |