Вокруг света 1955-02, страница 67

Вокруг света 1955-02, страница 67

НА ПРИПОЛЮСНЫХ ШИРОТАХ

Кто из нас в юности не стремился в далекие, неизведанные страны? Бродить по отрогам Саянских хребтов, изнемогать от жары в самом сердце пустыни — в Кара-Кумах, на собачьей упряжке стремительно мчаться среди торосов к Северному полюсу, — разве не такими мечтами начинается жизнь настоящих путешественников, исследователей и ученых? Эту мечту зачастую рождают книги.

Долгие годы манила к себе пытливые умы неприступная Арктика — край вечного льда и вечного безмолвия. То, о чем мечтали поколения, свершилось. Многие тайны сурового Ледовитого океана нынче открыты советскими людьми. Это они освоили Великий Северный морской путь, развернули широкие научные работы в районе Северного полюса, предприняли планомерное изучение просторов Крайнего Севера.

С волнением и гордостью за советских полярников следим мы по скупым газетным строкам и сообщениям радио о работе научных дрейфующих станций «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4».

Со временем об этих экспедициях ученые создадут труды, писатели напишут увлекательные романы и поэмы, участники дрейфа выступят с воспоминаниями.

Но читатель хочет и сегодня знать о героических буднях покорителей Арктики. Кто же должен рассказать ему об этом?

Перед нами небольшая книжка — немногим более ста страниц.

«В краю Большой Медведицы» 1 — так назвал свои репортерские записки П. Барашев, свидетель и участник начала грандиозного штурма высоких арктических широт, предпринятого советскими полярниками весной 1954 года. Эта книга родилась из записей в блокноте корреспондента. Автор ее не ставит своей целью охватить весь круг вопросов, связанных с покорением Арктики, не претендует на полное освещение научных проблем.

Исторические факты в книге чередуются с портретными зарисовками, данные об открытии советскими учеными подводного хребта Ломоносова — с интересными сведениями, характеризующими методы научных работ в ледовых условиях, меткие наблюдения перемежаются отступлениями, полными авторских раздумий.

Еще не всегда в наших книгах — будь то хроника, репортаж или

1 П. Барашев, В краю Большой Медведицы. Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1954 г., 136 стр., цена

2 р. 35 к,

очерк — личность автора проявляется в активном отношении к действительности. Отрадно, что в живом, непосредственном рассказе П. Бараше-ва звучит не только интерес ко всему увиденному, но и пережитое участником событий.

События же, свидетелем которых был автор, поистине грандиозны

«На Север шла огромная армада самолетов, и когда первая машина крылатого каравана уже заходила на посадку в Архангельске, последняя в это время только начинала свой разбег на подмосковном аэродроме. А интервалы между стартами были всего в несколько минут. Словно гигантский воздушный мост перебросили летчики между Москвой и первой точкой посадки на пути в высокие широты Арктики. И по этому мосту они везли сотни тонн тщательно подобранного, испытанного и упакованного оборудования будущих дрейфующих станций в краю Большой Медведицы».

Так начиналась организация знаменитых научных дрейфующих станций «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4», о первых днях жизни которых повествует книга.

Нет нужды пересказывать известные всей стране события, положенные в основу книги. Имена героев этой ледовой эпопеи также хорошо известны читателям по сообщениям газет и радио.

Но, на наш взгляд, совершенно необходимо остановиться на том, что отличает эту книгу от целого ряда

ЖЖарашяМ

- большой

МЕДВЕДИЦЫ

других книг, написанных на документальном материале.

Мы редко задумываемся над тем, что стоит за словами «героизм», «подвиг», может быть, в силу того, что подвиг и героизм в нашей стране стали явлением массовым, повседневным.

Одним из ценных качеств книги П. Барашева является именно то, что автор никогда не употребляет слова «подвиг», не восторгается своими героями, но там, где он описывает жизнь участников экспедиции, их тяжелый труд, со страниц веет подлин ным мужеством и героизмом.

Подвиг — это и сорок восемь часов напряженной работы Анатолия Соколова над гидрологической лункой, и первая посадка тяжело нагруженного самолета на неизведанные льды, и веселая шутка доктора Воловича, сказанная в трудную минуту, и находчи-

«ЗЕМЛЯ И МАЯТНИК»

«Как выяснили ученые, земной шар также подвергается в «лаборатории» природы различным испытаниям. Так, например, он притягивается Луной и Солнцем. Действуя на каждую частицу Земли, сила их притяжения влияет и на форму Земли... Но как заметить действие этих сил на Землю?» — пишет Ф. Бублейников в книге «Земля и маятник» (Детгиз, 1954 г.).

Оказывается, прибор, позволяющий изучать эти свойства Земли, очень прост — это обыкновенный маятник (отвес).

Движения маятника позволяют ученым исследовать не только изменения формы Земпи под влиянием притяжения ее Солнцем и Луной, но и изменения силы тяжести на земной поверхности в зависимости от близости к полюсам или к экватору. Величайшему итальянскому ученому Галилею движения маятника подсказали открытие закона свободного падения тела, который лежит в основе учения о земном притяжении. При помощи маятника было установлено и такое изменение поверхности нашей планеты, как прогиб земной коры под тяжестью масс воды во время морского прилива.

Наблюдая с помощью маятника колебания почвы во время далеких землетрясений, геофизики раскрывают даже тайны внутреннего со, стояния нашей планеты.

61