Вокруг света 1955-03, страница 39

Вокруг света 1955-03, страница 39

ПАМИРЕ

Мы ехали по Большому Памир-екому тракту. Дорога поднималась все (выше, под самые облака.

— Внимание, архары! — воскликнул шофер и свернул с дорога в долину. В километре от нас, у самого подножия гор, виднелось десятка полтора диких баранов.

Когда мы приблизились, стало видно, что это не архары, а горные козлы «теке», или «киики», как называют их киргизы. Киики медленно передвигались, не обращая на нас внимания.

...Ближе и ближе подходит машина к стаду. Земля покрыта слоем гравия и песка. Идем на второй скорости, мотор гудит. Козлы начинают проявлять беспокойство. Вот они подняли головы, собрались в кучу и так и замерли, глядя в нашу сторону. Расстояние примерно четыреста метров.

— Сейчас удерут, стреляйте! — шепчет шофер.

Раздался выстрел. Один из козлов подпрыгнул и упал. Остальные, рассыпавшись цепочкой, большими размашистыми прыжками бросились к склону. Подгоняемые выстрелами, животные вихрем взлетели на первую складку горы и скрылись за ней.

Нас охватил азарт. Спрыгнув с кузова, мы бежим к добыче. Однако, пробежав 20—30 метров, один за другим останавливаемся, тяжело дыша, переходим на шаг. Не хватает кислорода. Сердце усиленно и гулко бьется.

Бегать на Памире, оказывается, нельзя, особенно в день приезда. Надо освоиться с новой обстановкой, привыкнуть к высокогорному воздуху.

Дальше идем медленно и молча, дышим во весь объем легких.

Убитое животное оказалось молодым козлом с небольшими загнутыми назад рогами. Он был покрыт короткой, грубой, очень густой шерстью, коричневато-бурой на спине и снежно-белой на

3 «Вокруг света» № 3

В. КИСЛОВ

груди. Добычу погрузили на машину.

Увлекшись охотой, мы не заметили, что погода резко изменилась. Вздымая тучи мельчайшего песка, дул холодный порывистый ветер. Повсюду образовывались столбы пыльных смерчей в десятки метров высоты. Они причудливо изгибались, распадались и возникали вновь.

«Долина смерчей», известная всем, кто ездил по Большому Па-мирскому тракту, давала себя знать. Почти каждый день здесь после полудня поднимается ветер и начинается пляска вихрей, переходящая в пыльную бурю Видимость сокращается до ста метров, горы застилаются пыльной пеленой, ветер свистит и завывает...

Дышать трудно, на зубах скрипит песок, он забивается в нос, уши, во рту пересыхает.

К вечеру буря обычно быстро стихает. Воздух становится снова прозрачным, солнце косыми лучами освещает долину и окружающие горы, от которых падают необычайно темные тени. Солнце светит здесь по-особенному. Сухость и чистота воздуха позволяют солнечным лучам свободно проникать через него.

...На возможно большей скорости мы стремились уйти от пыльной бури. Через час-полтора перед нами открылась огромная долина, окруженная зубчатой цепью невысоких гор. В долине раскинулось озеро Кара-Куль, около 4 тысяч метров над уровнем моря. Оно занимает почти 400 квадратных километров, глубина его местами доходит до 238 метров.

Большая часть озера покрыта толстым слоем льда. Дорога идет по восточному берегу. Зимой груженые автомашины ходят напрямик, по пьду.

Кое-где среди озера выступают скалистые острова, воды глубокими заливами заходят в долины, по которым со всех сторон бегут питающие озеро речки и ручьи.

Свободная ото льда поверхность

г-ч -Wk - *

Ш - •

ШШ €

По песчаным почвам Восточного Пами-ра стелется ползучий кустарник — терескен. Он здесь основное топливо. Служит терескен и кормом для яков.