Вокруг света 1955-06, страница 5

Вокруг света 1955-06, страница 5

Предсказание Петра оправдалось раньше, чем он думал.

Быстрое развитие металлургической промышленности, создание флота — все это увеличивало потребность в топливе. К тому же необходимо было сохранить лучшие сорта леса для нужд кораблестроения. Возникла необходимость использовать минеральное топливо — ископаемый уголь.

В течение XVIII века были открыты основные угольные бассейны нашей страны: Донецкий на Украине, Кузнецкий в Сибири, Кизеловский на Урале, Центральный в Подмосковье.

Ответ на вопрос о том, кому принадлежит честь открытия этих месторождений, дали советские ученые — исследователи истории горного дела и угольной промышленности в России.

В конце 1721 года сын крепостного крестьянина Григорий Капустин во время разведки руд на Дону открыл месторождение угля в восточной части Донбасса. Ученик известного в те времена рудознатца Василия Лодыгина, Капустин сам подготовил немало разведчиков земных недр. В 1722 году уже поступили сведения об открытии «земляного уголья» и в других районах страны. Ученики Капустина Иван Палицын и Марк Титов обнаружили уголь в районе нынешнего Центрального, или, как его называют, Подмосковного, угольного бассейна. Палицын нашел уголь под селом Петрово Ряжского уезда, а Титов в Переяс-лавле-Рязанском.

В том же году, когда Григорий Капустин исследовал недра Донбасса, рудознатец Михаил Волков обнаружил уголь на территории современного Кузнецкого бассейна. А в 1765 году крепостной крестьянин Иван Белый открыл уголь в северо-западном крыле Центрального угольного бассейна, в бывшей Новгородской губернии.

Нам известны теперь имена первооткрывателей и уральских углей. Крепостной крестьянин Моисей Югов и его товарищи Еким Меркушев и Данила Иванцов нашли в 1786 году угольные пласты около Кизеловского железоделательного завода.

Первооткрыватели угольных богатств нашей страны работали в одиночку, на собственный страх и риск. Их патриотическая деятельность была связана с сотнями опасностей. Все же первые рудознатцы накопили немалый опыт, который передавался и обогащался из поколения в поколение. Этот опыт внимательно

изучается й современными разведчиками недр — учеными-геологами. Ведь как ни высока сейчас техника поисков и разведки, «острый глаз» геолога сохраняет свое значение. Охотники за полезными ископаемыми должны быть и следопытами. Там, где мы ничего бы не заметили, кроме однообразных скал и каменистых осыпей, они обнаруживают признаки, говорящие о том, что где-то здесь в земле скрыты пласты угля.

Опытный геолог не пройдет мимо вспаханного поля, внимательно его не осмотрев При выветривании и разрушении пласт угля, лежащий под почвой, распадается на куски и плитки небольшого размера. Весенние ручьи переносят их по склонам в долины, а здесь они снова покрываются почвенным слоем. При распахивании такой почвы кусочки угля оказываются на поверхности. Имен-

га может уловить разницу между цветом угольной сажи и цветом почвенного покрова и заметить выход угольного пласта на поверхность.

Геолог не пройдет равнодушно и мимо белой глины. При выветривании угольного пласта он превращается в сажу, а лежащие над ним пласты глинистых сланцев — в белую глину. Такие глины называют меловками; они обычно указывают на близость угля.

Все имеет значение для геолога: характер и цвет растительности, родник, бьющий среди скал, строение и окраска пород. Различные зверьки, живущие в земле, также являются помощниками геолога. Выброшенная ими из нор земля тоже помогает геологу определить, из чего сложена подпочва.

По таким и многим другим приметам отыскивали уголь и первые русские рудознатцы. Но их открытия были чаще делом случайной удачи и нередко оставались неиспользованными. Случайные открытия угольных месторождений бывают и в наши дни, но судьба этих открытий совершенно иная.

ль

Так выглядел лес каменноугольного периода,

но так были обнаружены месторождения угля в бассейне Ангары.

Иногда куски угля находят прямо в ручьях. Если такая находка сделана в истоках, то где-то здесь должен быть и сам угольный пласт. Если же куски угля находят ниже по течению, то месторождение угля обычно ищут выше, сообразуясь с рельефом местности.

Уголь крепких сортов может переноситься /водой на большие расстояния. В свое время на берегах реки Белой были найдены куски угля, а само месторождение геологи обнаружили на 50 километров выше по течению.

Обнаженный угольный пласт под влиянием воды и ветра быстро превращается в рыхлую массу, почти не отличимую от черной почвы.

Однако наметанный глаз геоло

Старый, опытный охотник за пушным зверем В. Я. Попов много лет бродил среди просторов Больше-земельской тундры. На пустынном берегу реки Воркуты среди зарослей карликовой ивы, ели и березы он нашел блестящие черные камни — уголь.

Тогда же, в 1929 году, в Болыпеземель-скую тундру выехала большая комплексная экспедиция. Исследователи прибыли на Воркуту в начале полярного лета, когда солнце едва опускалось за горизонт и ночью было светло, как днем. Разведка производилась круглые сутки. Было установлено, что уголь залегает на большом пространстве, а качество и разнообразие сортов его превзошло все ожидания. Оказалось, что найденные Поповым на Воркуте залежи «черного камня» — лишь одно из месторождений нового Печорского бассейна.

Геологическая партия под руководством молодого геолога Д. М. Богдановича вела в 1933 году поисковые работы в 120 километрах от Ташкента. Геологи искали белую глину — каолин, необходимую для фарфорового производства и для химической промышленности. Месторождение каолина они обнаружили