Вокруг света 1963-05, страница 18Наилучшие пожелания читателям журнала «Вокруг света». ПОКОРИТЕЛЬ ДЖОМОЛУНГМЫ Десять лет назад после многих неудачных и даже трагически кончавшихся попыток был, наконец, покорен высотный полюс Земли — человеческая нога ступила на вершину Джомолу.чгмы. Имена двух альпинистов, сделавших это, — шерпы Тенцинга и новозеландца Хил-лари — стали известны повсюду. Недавно один из героев Джомолунгмы — Тенцинг — побывал в Советском Союзе. В славе, заслуженно выпавшей на долю этого бесстрашного человека, есть одна сторона, на которую хотелось бы обратить внимание. Мир хсрошо знаком с именами многих альпинистов, штурмовавших высочайшие вершины Гималаев и Каракорума. Но среди этих имен почему-то не стоят имена носильщиков из горного племени шерпов. А ведь без них не состоялась ни одна прославленная экспедиция на гималайские восомитысячники. Именно они поднимали грузы на немыслимые высоты, а спортсмены-альпинисты шли налегке, сохраняя силы для последнего броска. Да, заслуги этих смелых восходителей велики! Но так же равноправно должны стоять рядом имена их носильщиков, ибо спортивные достижения и мастерство этих людей были нисколько не меньшими, если не большими. И потому носильщик-шерпа Тенцинг, который участвовал почти во всех предыдущих экспедициях на Джомолунгму и по праву вступил на высочайшую вершину Земли, стал народным героем Индии — страны, сбросившей ярмо колониализма. Потому его с особенной теплотой приветствовало прогрессивное человечество, борющееся за то, чтобы, наконец, канули в прошлое гнусные законы национального неравенства. Не успевает улечься общее возбуждение, как почти все пространство перед трибуной заполняется длинной и высоченной платформой, на которой в такт конги проделывают упражнения спортсмены. Это колесница Национального института по развитию спорта. А вот и другая колесница-платформа. На ней юноши с автоматами в руках исполняют конгу. Их кон-га — боевой таец, так и должно быть, ведь это колесница министерства вооруженных сил. Похоже, что мы с Сото подумали одно и то же и, словно сговорившись, посмотрели друг на друга. Да, эти ребята, стоящие на страже завоеваний революции, — гордость новой, свободной Кубы. Время уже за полночь, но никто и не думает уходить. Волнами наплывают на асфальт хороводы девушек и парней. Рядом с ними музыканты. Мне кажется, что они вот-вот свалятся от изнеможения. Однако флейта заливается высоко и тонкоголосо, от нее не отстают трубы. А контрабас! Что выделывает на нем веселый толстый мулат! Хоровод извивается, растягивается, и танцующие, присев на корточки, образуют живой коридор. В него входит темнокожая девушка: золотым хвостом мечутся длинные волосы — то взлетают вверх, то обвивают шею и гибкий стан, затянутый в зеленый костюм. Девушка похожа на прекрасную птицу, прилетевшую из далекой Африки. Давным-давно предки этой девушки-птицы привезли из Африки вместе с невольничьими цепями жаркие мелодии, стонущие напевы и заразительный ритм, породивший конгу. Они передали своим потомкам искусство выделывания барабанов, начиная от маленьких, похожих на два спаренных цветочных горшка — бонго — и кончая большими барабанами — тумбами. Они научили своих внуков и правнуков делать из пустых тыкв погремушку — мараку, а из высушенного плода дерева гуйро — трещотку-гуиро, без которой не обходится ни один кубинский оркестр. А компарса? Современный кубинский карнавал— это своего рода парад компарс, или, иначе говоря, танцевальных пантомим. В эпоху испанского колониального ига негры-рабы устраивали свои праздники, которые называли компарсами. Эти праздники сопровождались танцевальными пантомимами и песнями. ...Было уже почти два часа ночи, когда перед Капитолием прошла последняя колесница, венчавшая карнавальное шествие. На многотонном грузовике высился каркас... четырехэтажного дома. На всех его этажах, в лифте, летавшем между этажами, пели и плясали юноши и девушки. Мне подумалось, что это праздничное сооружение гаванских рабочих-строителей, руки котооых, как и руки всех других тружеников, возводят будущее страны, ярче всего символизирует нынешний карнавал. До революции карнавал использовали для рекламы торговые фирмы и промышленные компании — местные и иностранные. Мы были на празднике тружеников, с гордостью демонстрировавших свои достижения. Когда мы уже спускались с трибуны, Сото сказал: — Вот взбесились бы, увидев наш карнавал, те, кто бежал в Соединенные Штаты после революции! Ты представляешь, рабочий человек стал хозяином карнавала! Не просто плясуном или музыкантом на карнавале, а хозяином! На вкладке: Карнавал в Гаване. Фото Л. РАГОЗИНА и В. РАПОПОРТА. 16
|