Вокруг света 1963-07, страница 10

Вокруг света 1963-07, страница 10

вана, плывущего по бурному морю к зыбкой грани, где сливались равнина неба и крутой горный вал. Было удивительно хорошо следить за этим чудесным, несущим свет караваном и мысленно представлять все новые и новые дали, которые открывались перед ним.

ПЕСНЯ БРАТСТВА

За несколько минут машина пробегает весь город Мукачево — зеленые улицы, застроенные аккуратными домиками, одноэтажными, разноцветными, с маленькими двориками. Потом сразу начинается прямое как стрела шоссе.

Вдоль дороги тянутся поля — широкие, привольные. Но вот средь зеленой глади вдруг вознесся к небу конус горы со средневековым замком на вершине. Легенда рассказывает, что камни, вложенные в толстые стены замка, скреплены потом и кровью народной. Много мук перенесли труженики, возводившие этот оплот феодалов. Потому-то и город, выросший вблизи ненавистного замка, получил название «Мукачево».

Долгие годы толстые стены му-качевского замка спасали феодалов — венгерских, польских, австрийских— от гнева народных восстаний. Со второй половины XVIII века замок оказался в глубине австрийских владений и на сто с лишним лет стал тюрьмой. В темных казематах замка томились герои национально-освободительного движения Венгрии, Италии, Греции, Чехословакии, Польши, Закарпатской Украины...

Миновав феодальный замок, мы снова едем вдоль бескрайних полей, пока на горизонте не появляется вереница уже знакомых мне стальных мачт. Спокойно подходят великаны к длинной ограде, за которой высится густой лес бетонных колонн, как лианами, увитых проводами, легко перешагивают через нее и, поглядев сверху на большое здание, управляющее могучей энергией, принесенной ими на своих плечах— траверзах, так же спокойно и величественно уходят дальше, на юго-запад.

— Это и есть Мукачевская распределительная подстанция, — говорит мой спутник. — Здесь соединяются энергосистемы: наша и наших соседей — Венгрии, Румынии, Чехословакии...

Мукачевская международная подстанция построена недавно. Она и не могла быть построена раньше — ни сто, ни пятьдесят лет назад. Нужно было, чтобы наступила эпоха, о которой мечтали люди, брошенные в темные казематы мука-чевской крепости. Нужно было, что-

| Дружба

1 | Сотрудничество <;| Взаимопомощь

бы заря новой жизни взошла над этой древней землей, по которой пролегли границы стран, ставших братьями.

...Мы идем мимо бетонных колонн, смотрим и слушаем. Слушаем необычную мелодию, которая звучит здесь, на Мукачевской международной подстанции. Тонко звенят струны-провода линии «Мир», им вторят басы трансформаторов, поддержанные веселым треском электрических разрядов. Славная песня дружбы, которую подхватят скоро новые голоса.

— Новые трансформаторы, опоры, устройства грозозащиты — все это будет здесь. — Мой спутник показывает рукой за ограду подстанции — в поле.

Входим в большой тихий зал управления подстанцией. Половина его пока пустует. В окна бьет яркий солнечный свет.

— Новую аппаратуру, приборы контроля смонтируют здесь. А вот там будет сад... Конечно, к новой линии он прямого отношения не имеет. И все же без сада, по-наше-му, обойтись никак нельзя...

Желтая глина. Нежные саженцы. Загорелые люди с лопатами щурятся от солнца.

Передав свою лопату товарищу, к нам подходит сухощавый смуглый человек. Это Василий Иванович Ка-чур, начальник подстанции. Мне уже рассказали, что Василий Иванович легко говорит по-венгерски. У него неплохая практика: по нескольку раз в день переговаривается с венгерским диспетчером в Шайосегеде. Правда, девушка-диспетчер — тоже, видимо, для практики — старается объясняться по-русски, она закончила в Москве Энергетический институт.

— Теперь нужно осваивать румынский и чешский, — улыбается Качур.

Серебристые струны новой международной линии через Мукачево протянутся от румынской электростанции Лудош к чехословацкой подстанции Лемешаны. На заводы и фабрики Чехословакии они принесут румынский ток. В случае необходимости и Румыния сможет рассчитывать на помощь друзей. Ведь здесь, на Мукачевской международной, ее энергосистема подключится к «кольцу» объединенных энергетических систем Венгрии, Советского Союза и Чехословакии. Первое такое «кольцо» — ГДР, Польша, Чехословакия — было построено несколько раньше. Ко второму «кольцу» магистральная лучевая линия присоединит потом, кроме румынской энергосистемы, и болгарскую. Около 120 километров новой линии — от чехословацкой границы и реки Уж до селения Дьяково близ Тисы на румынской границе — проложат строители 34-й механизированной колонны.

Похожие на циркули опоры, уже пришедшие на подстанцию, — это работа линейщиков, стан которых находится неподалеку отсюда, в селе Великие Лучки.

НЕСУЩИЕ СВЕТ

Бледные звезды робко заглядывают в походный вагончик. Мы сидим с Николаем Михайловичем Ле-венцовым, заместителем прораба участка. Он только что вернулся с трассы — линейщики работают уже далеко от Великих Лучек. 250 километров проехал сегодня Левенцов.

Молодым парнишкой, сразу после ремесленного училища приехал Левенцов из Киева во Львов. Приехал в командировку и остался в этих местах — только что окончилась война, Западной Украине был нужен свет. Николай Михайлович помнит, как на улицах Львова еще горели газовые фонари. Львовскую ГРЭС, разрушенную гитлеровцами, восстанавливал и этот спокойный, сдержанный человек.

Тонкие, правильные черты лица, широкие брови, ровный голос — он становится чуть глуше, когда Левенцов вспоминает об отце. Отец Ле-венцова не вернулся с войны, он погиб, защищая славный город на Волге. Погиб, чтобы сын его мог стать строителем магистрали «Мир».

Время от времени гул сотрясает тонкие стены вагончика. Это возвращаются с трассы «ракетовозы». Так окрестили наши строители могучие трехосные «ЗИЛы», которые возят стойки бетонных опор. Положенные на длинные прицепы, эти стойки и впрямь напоминают грозное оружие.

— Если бы эти ракеты сами поднимались, — шутит Николай Михайлович.

Чтобы поднять и поставить на фундамент такую «ракету», нужны опыт и умение целой бригады, сотни метров металлического троса, мощные механизмы. Ведь «запуск» происходит не на ровной площадке, а там, где проходит трасса высоковольтной линии —- на крутых косогорах, на раскисших после весеннего таяния или проливных дождей глинистых полях, где не то что нагруженный «ракетовоз» — трактор вязнет. Иной раз приходится строителям взваливать на свои плечи «уголок» опоры весом в несколько десятков килограммов и нести к «стартовой площадке».

То и дело в дверях вагончика появляются линейщики — молодые парни. Левенцов рассказывает, что *

линию Лудош — Лемешаны строит молодежь. Эти парни прокладывают дорогу свету, а свет прокладывает дорогу им. Многие юноши приходят на работу в мехколонну, не имея строительной квалификации. Они получают ее здесь, на стройке.

Вот бригадир Василий Халус, высокий, черноволосый и... хмурый. Бригаде Халуса сегодня не повезло. Подвел «уголок» уже поставленной опоры. Конечно, сами его и подправили. Но потеряли дорогое время, сбились немного с ритма. А ритм был задан хороший. Его выдерживали почти месяц.

Виктор Пргоша, голубоглазый мастер-такелажник, похоже, всегда в бодром настроении. А тем бо-

8