Вокруг света 1963-10, страница 31

Вокруг света 1963-10, страница 31

В I веке нашей эры римляне построили здесь крепость Севасто-полис. Эта крепость ничего общего не имеет с современным Севастополем. Спустя несколько веков сведения о Севастополисе также исчезли. Если от других античных городов Черноморья остались разрушенные храмы, крепости, то от Диоскурии и Севастополиса не осталось почти ничего.

В 1958 году советские ученые Л. Соловьев и JI. Шервашидзе обнаружили под асфальтом сухумской набережной фундамент древней стены. Стена тянулась вдоль берега и под прямым углом поворачивала в море.

Группа аквалангистов под руководством кандидата искусствоведения Л. Шервашидзе обследова^-ла этот участок дна Сухумской бухты и составила подробную карту ушедших под воду сооружений. Расположение стен позволило сделать вывод, что крепость Севасто-полис в результате оползней, случающихся на Кавказском побережье и в наши дни, опустилась на морское дно. Такая же судьба, очевидно, постигла значительно раньше Диоскурию...

СТЕНЫ ПОД ВОДОЙ

Следы затонувших городов... Мы, группа аквалангистов Сухумского морского клуба ДОСААФ, решили увидеть их своими глазами.

Но для этого мало знать водолазное дело. Прежде чем надеть на плечи акваланги, мы принялись усердно изучать античную историю, знакомиться с материальными памятниками тех времен.

И вот в один из солнечных дней мы пришли к месту погружения. Акваланги проверены и подогнаны, фотоаппарат в надежной водонепроницаемой камере, у пояса большие ножи-лопатки. Один за другим мы уходим под воду. Среди прибрежных скал, густо облепленных мидиями, медленно проплывают рыбы, лениво колышутся водоросли. Перед нами возвышается двухметровая стена. Ее длина — более трех метров, а ширина — около полутора метров. За этой стеной смутно вырисовывается другая. Мы в затонувшем городе. Стены его сложены из крупного булыжника, скрепленного известняковым раствором.

Медленно плывем дальше. Остатки когда-то грозных стен. Одни из них сложены из булыжника, другие — из кирпича. В одном месте море настолько размыло скрепляющий раствор, что кирпичи без особого труда отделяются от стены. Один из них становится моим первым трофеем. Кирпичи древних римлян не похожи на современные. Они имеют форму квадрата со сторонами в 30 сантиметров. Толщина не

большая — всего три сантиметра. Античные строители предпочитали экономить кирпичи, а не раствор. Поэтому слой скрепляющего состава в два раза превышает толщину кирпича. По углам, где волны размыли раствор, кирпичи торчат, словно ребра.

Метрах в ста от берега проходит южный бастион Севастополиса. Стены здесь еще толще. Плывем у самого дна, пристально вглядываясь в каждую щель, под каждый камень. Недавно тут нашли каменную ступу, посуду, жернов.

Над живописными руинами стены висят черные и темно-синие рыбки — «ласточки», прозванные так за хвост, напоминающий ласточкин. Медленно огибаем стену у самого основания. И вдруг прямо перед собой видим позеленевший медный сосуд! На такую удачу даже трудно было рассчитывать. Высота сосуда — примерно 20 сантиметров, диаметр — 10 сантиметров.

Несколькими днями позже мы выяснили, что этот сосуд попал сюда из турецкой крепости.

В одном месте мое внимание привлек крупный блок из нескольких рядов римской «черепицы». Я очистил поверхность кирпичей от водорослей — может, удастся обнаружить какое-либо клеймо или надпись. Но римляне не ставили клейма на кирпичах. Нам удалось найти только два знака на их поверхности: один — след человеческой руки, другой — отпечатки лап собаки, пробежавшей когда-то по еще не обожженным кирпичам.

Если мысленно соединить остатки стен на дне моря, то получится прямоугольник. Это территория римской крепости Севастополис. Три стены, ограждающие ее, лежат под водой, а четвертая, северная, — на суше, у самого берега моря. Даже сейчас заметно, как люди боролись с морем, неотвратимо наступавшим на крепость. У северной стены сохранились остатки контрфортов, оберегавших ее от наклона. Но они не спасли крепость.

ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РЕЗЕРВНЫХ МЕТРОВ

Устье реки Беслетки, впадающей в Сухумскую бухту, известно как место многих археологических находок. Найденный здесь саркофаг и могильная стела подсказывают, что здесь, очевидно, располагалось древнее кладбище. В 1953 году в этом районе на глубине двух метров была сделана замечательная находка — мраморная надгробная стела древнегреческой работы с прекрасным барельефом на лицевой стороне. Мастер изобразил сидящую в кресле знатную даму. Правой рукой она обнимает мальчика,

прислонившегося к ее коленям; левая рука бессильно опущена. В глазах женщины — глубокая печаль. Рядом стоит молодая рабыня и держит на плече шкатулку: очевидно, с драгоценностями. Ученые определили время ее создания — рубеж V—IV веков до нашей эры. Это было время расцвета древней Диоскурии.

К сожалению, верхняя часть надгробия, на которой обычно пишут, кому, где и когда поставлен памятник, не найдена. Может быть, в надписи на стеле упоминается Диоскурия?

В один из дней мы решили начать поиски недостающей части барельефа. Плывем вдоль стен. В стенах зияют амбразуры, темнеют глубокие ниши. Пристально всматриваемся в каждый выступающий из ила камень. Увы, перед нами только обкатанные волнами валуны. Пробуем зондировать дно щупом, но он всюду упирается в камни. Может быть, один из этих камней и хранит свидетельство о древней Диоскурии. Но как узнать какой? Вот если сюда земснаряд, отсасывающий ил. Сколько замечательных находок было бы сделано в этих местах!

Мы верим в эти будущие находки. Пока ясно одно — греческое поселение существовало. Находки предметов обихода и культа древних греков, надгробная плита с замечательным барельефом доказывают это. Труднее решить второе — Диоскурией ли оно называлось?

Много лет среди ученых идет спор о точном местонахождении Диоскурии. Одни из них доказывают, что город находился в устье реки Кодори, южнее Сухуми, в местности под названием Скур-ча. Может быть, потому мыс Скурча и имел ряд параллельных названий — Скурчия, Искурия, в произношении которых угадывается Диоскурия. Другие считают, что город находился на месте нынешнего Сухуми, приводя в доказательство описания древних авторов, а также материалы археологических изысканий.

Все-таки прямые и бесспорных доказательств ни у той, ни у другой стороны нет. Развалины Диоскурии — крупного торгового и культурного города античного мира — пока не найдены.

Но ведь должны они быть где-то! Нет, не может большой город исчезнуть бесследно! Значит, надо искать его и искать.

Можем ли мы найти останки легендарной Диоскурии? Да, можем! До сих пор исследования велись на глубинах не больше 15 метров. Акваланг рассчитан на глубины до 40 метров. Может быть, именно эти резервные 25 метров и помогут нам окончательно раскрыть тайну затонувшего города.

Мы будем искать Диоскурию!

29