Вокруг света 1963-11, страница 27

Вокруг света 1963-11, страница 27

флюгер башня «Зала независимости» — она втрое выше самого здания. В высоком и тесном башенном вестибюле мы долго разглядывали большой «Колокол свободы».

Когда-то этот колокол гремел набатом, призывая народы к борьбе за свободу.

— Сейчас, как видите, — показал на колокол учитель, — он дал трещину (при этих словах мы усмехнулись, и учитель строго взглянул на «переростков»).

Многоэтажные дома, полунебоскребы преуспевающих капиталистов, окружают ныне «устье» Каштановой улицы. Флаги реют над ними. Как будто такой же флаг над входом в «Зал независимости». Нет, не такой же. Первый флаг Соединенных Штатов, сшитый в маленьком домике на соседней улице вдовой Бетси Росс в 1776 году, не был запятнан агрессией и вероломством. На нем насчитывалось тогда тринадцать звезд — по числу революционных штатов. Все они возникли в результате освободительной войны, среди них не было чи купленных, ни насильственно присоединенных...

Перед «национальной святыней» США разгуливают воробьи. Стучат башенные часы, измерившие всю

историю Соединенных Штатов. Не раз чиненные, эти часы все еще идут...

На стене еще одного дома на Каштановой улице — мемориальная доска. Читаю надпись:

«В этом здании заседали первый сенат и первая палата представителей Соединенных Штатов Америки. Здесь же Джордж Вашингтон был утвержден президентом 4 марта 1793 и закончил свою официальную карьеру, и здесь же засим Джон Адаме был утвержден вторым президентом Соединенных Штатов 4 марта 1797».

Следующий исторический памятник на Каштановой улице — здание первого банка Соединенных Штатов, построенное в 1795 году. Это массивный храм в дорическом стиле — шесть высоких колонн, фронтон со скульптурными украшениями. Первый храм американского бога — Всемогущего Доллара. Невольно обратил я внимание на зарешеченные окна...

Еще ниже по улице стоит не менее внушительное здание первой американской биржи, построенное в 1834 году. Эта биржа была финансовым центром Соединенных Штатов в годы гражданской войны.

Итак, на Каштановой улице мы увидели дом, в котором родился Дядя Сэм, дом, в котором собирались его опекуны-кснгрессмены. С детских лет Дядя Сэм назодил ужас своей революционностью на европейских монархов, но потом он занялся бизнесом, зазел банковское дело, играл на бирже, нанимал шестилетних детей на работу в угольные копи Пенсильвании и платил полиции, чтобы та охраняла его богатства. И чем богаче и могущественнее становился Дядя Сэм, тем больше он зарился на чужие богатства...

Мы и не подозревали, какой сюрприз ожидал нас в конце Каштановой улицы, на мутной реке Делавэр. Там стоял причаленный к четвертому южному пирсу двухтрубный крейсер «Олимпия» с белым корпусом и окрашенными в тускло-желтый цвет надпалубными постройками. Краска корпуса, заметил я, изрядно потемнела от сернистого газа, поднимающегося над речной гладью, — заводы выбрасывают в Делавэр миллионы галлонов ядовитых отходов.

Уплатив по полдоллара, мы поднялись вместе со школьниками на па-лубу, узнали, что крейсер был назван в честь столицы штата Вашингтон, спущен на воду в 1895 году,

61Ш У

.T^-V w«?rv>*d on евсоИГагк! off New York %nd Nova Неон» until April, hub.

Operations in European waters , were next ae OLYMTIA landed a force at Murmansk to preserve the peace or, June I», 1918.

f . . Docttmlюг, 1318 found *ЧЛЧР1\ ! bere sh& ^ Ь - с ame f I ag~

• tei n

«...8 июня 1918 года «Олимпия» высадила войска в Мурманске во имя сохранения мира», — утверждает туристский проспект. Но нет у не оливковую ветвь мира, а только стрелы войны несли тогда военные суда США нашей стране.

25