Вокруг света 1964-01, страница 45Конщ четеро» становятся и рабочий, и студент, и служащий. «Красные батальоны», идущие на урожайный фронт, — это новое в жизни Кубы. В эти батальоны до- ^мТИТЪМВ I IfLI вТГЛ'Ш родов" ют труженики го- Д III jj Ш' i Г I I I Дг л г L Am Я Я 1 I I I Лк/Ъкср «Мачетеро» работают с самого ДЫА^^ШД Ц Ш ^Ш.М С^А^Щ^Г^ после обеда многие идут в школу. Свободного времени почти нет. Но все равно дни «саф- В. ПОНИЗОВСКИЙ Фото В. ЧИЧКОВА сз J 4 первые дни нового года по улицам кубинских городов маршируют «красные батальоны». Они идут с песней: — Вперед на сафру! На сафру! На сафру!.. У нас Новый год изображают обычно в виде веселого малыша, одетого в рабочий комбинезон или скафандр космонавта. А на Кубе малыш Новый год обязательно держит в руках мачете. Потому что начало нового года совпадает здесь с началом уборки сахарного тростника — главного богатства Кубы. Маленький остров в Карибском море занимает первое место в мире по производству и экспорту сахара. «Сафра» — так называется на Кубе страдная пора уборки урожая, которая длится до середины мая. За это время нужно срезать и перевезти на сахарные заводы сотни миллионов центнеров тростника. Заводы в горячие дни работают круглосуточно. Каждый час они пожирают 900 железнодорожных вагонов тростника и каждый день выдают 80 тысяч тонн готовой продукции — сахара и патоки. На «сафре» занято полмиллиона людей, почти весь грузовой транспорт страны. Рубят сахарный тростник не только крестьяне. «Ма ры» — это праздник. Народу есть чему радоваться. Год назад, выступая на митинге, посвященном 4-й годовщине революции, Фидель Кастро сказал: «В наших селениях уже нет больше «тьемпо муэрте», в наших селениях уже нет больше безработицы». «Тьемпо муэрте» и «безработица» — два понятия, которые в сознании кубинца были неразрывно связаны. «Тьемпо муэрте» значат «мертвый сезон». Он начинался после окончания «сафры», в мае. и длился до конца года. И все эти долгие месяцы сотни тысяч резчиков тростника и транспортных оабочих были обречены на голод и нищету. Буржуазные экономисты считали (да и считают по сей день в других «сахарных» странах), что нет таких рецептов, которые могли бы гарантировать людям работу в период «тьемпо муэрте». До самого последнего времени так было и на Кубе, превращенной империалистическими монополиями в страну с однобокой экономикой. Однако революция нашла нужный рецепт и вылечила страну от тяжкой болезни. Как это было сделано? Но прежде — небольшой экскурс в географию и историю страны. Этот экскурс мне помог совершить Хесус Трухильо— двадцатипятилетний жизнерадостный кубинец с суховатым скуластым лицом, негр с примесью индейской крови. Он внук раба и сын батрака и сам в прошлом батрач, Но ему удалось выучиться грамоте. И после революции по ее призыву он сам стал учителем — «бригадистом». А сейчас Хесус занимается 39 |