Вокруг света 1964-02, страница 16

Вокруг света 1964-02, страница 16

Узкие полоски арыков и извилистые ленты дорог прочерчивают ширь побуревшей от зноя пустыни. А впереди, будто покрытые лаком, — черные горы Каратау. Им 500 миллионов лет. «Ландшафт этих гор удручающий», — писал побывавший здесь в 1906 году знаменитый русский геолог В. А. Обручев. «Угрюмыми и безжизненными» называл их путешественник В. П. Семенов-Тян-Шанский.

И вот Галя в Чулактау. Город совсем юн: он родился в 1963 году у подножья Черных гор. Молодые руки отвоюют у гор один миллиард. Именно столько тонн ценной руды может дать это величайшее в мире месторождение фосфоритов. Их хватит не только для Казахстана, но и на все среднеазиатские республики и даже на некоторые районы Российской Федерации. Фосфориты — витамины земли.

Но почему Каратау? Может быть, в стране нет других залежей фосфоритов? Есть. Наши Хибины не уступают по запасам американским Скалистым горам, месторождениям Туниса и Марокко. Но главное в том, что доставка хибинских фосфоритов на целинные земли обходится дорого.

А там, где землю обильно подкармливают суперфосфатом, урожайность пшеницы резко увеличивается. Это значит, что можно будет получать хлеба завтра в три раза больше, чем сегодня!

Поэтому здесь идет бой.

За каждый метр подземной галереи.

За каждый кирпич главного корпуса.

За каждый винтик флотационных машин.

Здесь происходит горячее сражение со временем. Здесь комсомольская ударная стройка!

Здесь, в Чулактау, услышала Галя о танкисте Иосифе Ляпинкове. Она каждый день идет по его следам. Вместе с маркшейдерами Ритой Сергеевой и Валей Сулеймановой и с сотнями других сверстников. Сегодня она на переднем крае борьбы за большую химию. Рита приехала сюда из Кирова, Валя — из Старого Оскола...

Пожалуй, всех не пересчитать. Тысячи юношей и девушек приезжают сюда со всех концов страны. Они полюбили этот богатый, замечательный край, слагают о нем стихи, мечтают о том, каким будет завтра этот город юности — Комсомольск шестидесятых годов.

ВЛАДИМИР ИСАЕВ

Каратау

яj те

ЖРМС/tOJO

мот

березники. Город химиков.

Небо над городом карналлитовое — такого же цвета, как этот желтоватый минерал. А зори здесь — как красные сильвинитовые пласты с черно-белыми пропластками туч и дымов. Потому что город химиков в плену у множества труб. Одни возвышаются одиноко, другие — гнездами, как на крейсере.

И, как заброшенный над городом диск, сквозь дымы летит медное солнце.

Трубы дымят всегда, без передышки. Город живет в четыре смены. Город плывет в будущее безостановочно.

Сегодня воскресенье. На улицах людно и шумно. Трепещет последний багрянец осени. Блестит подмороженный асфальт.

Движется смена на шахту. Комсомольско-молодеж-ная. Кто едет на автобусе, кто на троллейбусе, а кто ради осенней красоты шагает пешком.

Первая очередь СТ АВРО-ПОЛЬСКОГО завода синтетического каучука вступила в строй в 1961 году Сейчас на огромной площадке развернулось строительство второй очереди. Эту «площадку» нелегко охватить взглядом — так внушительна панорама.