Вокруг света 1964-03, страница 13

Вокруг света 1964-03, страница 13

том. Далее сильвинит попадает в царство горячей воды и искрящегося пара.

В сильвините, оказывается, есть и калийная и натриевая соль. Надо их разделить, отобрать чистый хлористый калий, который и идет на удобрения. И делают это при помощи воды: ведь калийные соли гораздо лучше растворяются в воде, чем натриевые. Освобожденный хлористый калий проходит еще ряд превращений: в исполинских цилиндрах его охлаждают, потом перекачивают в высокую башню.

Отсюда жидкость разбрызгивается, а навстречу этому дождю несутся мощные потоки холодного воздуха. И вот искристые капли дождя превращаются в снежно-белые кристаллики хлористого калия. И снова калий — вечный странник — отправляется в далекое путешествие — на поля и пашни. Теперь начинается вторая жизнь калия, точнее — калийных солей, жизнь на пользу людям.

Соликамское месторождение — крупнейшее в СССР. В недалеком будущем новые мощные рудники возникнут на базе Верхне-Камских, Белорусских и Запад-ноукраинских месторождений калийных солей.

В древних книгах, написанных лет четыреста назад, уже

ГАЗ НА ПОЛЯХ

встречалось слово «азот». Но в то время эта составная часть воздуха еще не была открыта. Тогда азотом называли волшебное вещество, дающее жизнь, молодость, красоту. Алхимики тщетно искали его...

Много лет спустя великий русский ученый Михаил Ломоносов открыл неизвестный доселе газ и начал исследовать его свойства. А через тридцать лет после открытия Ломоносова специально назначенная комиссия, в состав которой входили лучшие химики мира, дала новому газу название. Его окрестили «азотом». Точный перевод этого греческого слова означает «безжизненный».

Правыми оказались и те, кто утверждал, что азот безжизнен, и те, кто доказывал, что азот — источник жизни. Живое существо, помещенное в азот, погибает. Этот газ не поддерживает горения, не участвует в процессе дыхания. Этим и объясняется его название «безжизненный».

Но выяснилось и другое. Сейчас мы можем смело сказать: без азота жизнь невозможна. Он является необходимейшей составной частью белка, а белок, как известно, основа жизни.

Но откуда же и как растение берет этот элемент?

Разумеется, проще всего было предположить, что растение берет его прямо из воздуха. Ведь этот газ составляет четыре пятых атмосферы. Над каждым гектаром земли поднимается воздушный столб, в котором содержится восемьдесят тысяч тонн азота. Чтобы точно установить, откуда получают растения азот, К. А. Тимирязев поставил такой опыт. В банки насыпали чистый песок. К нему добавили все необходимые растению соли. Не добавили только солей азота. В другие банки — для сравнения — положили все соли, включая азотные. Затем были высеяны семена. И вот результаты опыта: растения, не получившие азотных солей, чахли, а другие быстро развивались.

Итак, растение не может брать азот из воздуха.

Оно напоминает мореплавателей, которые погибают от жажды в бескрайнем океане.

Дальнейшие опыты показали, что органические соединения азота, содержащиеся в земле, так же как и азот воздуха, растение усваивать не может. Растениям нужны неорганические соли азоть. Каким же образом добывают их корни растений?

f

Возьмите в ладонь щепотку чернозема. В руке сейчас целый мир — он заселен миллиардами микроорганизмов, Они-то и помогают корням находить в почве неорганические соли азота. В процессе своей жизнедеятельности микробы разрушают органические вещества почвы, превращают их в углекислый газ и различные соли, в том числе и азотные. Другие микробы усваивают азот из воздуха, проникающего в почву. Но и они, поглощая азот воздуха, превращают его в соли, так необходимые растениям.

Можно ли научиться управлять микроорганизмами, заставить их вырабатывать больше солей азота?

Земледельцы знают, что плодородие почвы — после того как на ней росли клевер или горох, люцерна, вика, бобы — резко повышается. Почему это происходит? Если внимательнее рассмотреть корень любого из этих растений, на нем можно заметить множество маленьких клубеньков. Это и есть зеленая лаборатория. В клубеньках живут миллиарды бактерий, тех самых бактерий, которые превращают азот воздуха в неорганические азотные соли. Когда урожай этих трав снят, корни их вместе с клубеньками сгнивают и азотные соли остаются в земле.

Но только за счет посевов бобовых плодородие почвы увеличить невозможно. Растениям для жизни необходимо огромное количество азота. На пашнях нашей страны каждый год растения забирают из почвы больше 10 миллионов тонн азота. А каждый килограмм внесенных азотных удобрений дает дополнительно с гектара 5—10 килограммов зерна, до 50 килограммов картофеля и сахарной свеклы, до 4 килограммов хлопка. Вывод напрашивается сам собой: чтобы не оскудевали урожаи, надо вносить в почву азотные соли.

В пустыне Атакама, в Чили, были обнаружены огромные запасы соли, которую назвали селитрой, Моряки, побывавшие в тех краях, рассказывали, что там, где найдена эта соль, земля дает невиданно богатые урожаи. Селитру привезли в Европу и попробовали удобрять ею поля. Результаты превзошли все ожидания. Селитру назвали солью плодородия, а южноамериканская республика на долгие годы стала мировым поставщиком удобрений.

Но вскоре ученые заволновались. Английский химик Вильям Крукс заявил:

— Человечеству грозит гибель от азотного голода. Земля отдает свой азот растениям и катастрофически быстро истощается. А запасов чилийской селитры хватит не больше, чем на пятьдесят лет!

Несостоятельность этой мрачной теории доказал русский ученый Сергей Николаевич Виноградский. Много лет работал он над проблемами азота и в конце концов нашел микробы, которые способны усваивать азот прямо из воздуха.

Виноградский утверждал: азотный голод не угрожает земле. Однако русский ученый отмечал, что необходимо искать новые источники получения азота. И они были найдены.

Один — нитрагин — содержит клубеньковые микробы. Другой насыщен микробами, свободно живущими в почве, и называется азотогеном. В нашей стране сегодня работают специальные заводы, где готовится это живое удобрение. Они есть в Москве и в Ленинграде, на Украине, в Сибири и на Кавказе.

А нельзя ли научиться получать азотные соли из воздуха? Воспроизвести в лаборатории, на заводе процесс, носителем которого являются микроорганизмы? Ученых давно волновал этот вопрос.

Земледельцы говорят: грозовой год — к хорошему урожаю. Дело в том, что во время грозы вместе

и