Вокруг света 1964-05, страница 66

Вокруг света 1964-05, страница 66

паводка резко повышается уровень водохранилища. Чтобы предотвратить его переполнение, в бетонной плотине существуют водосливные отверстия. Их должно быть столько, сколько необходимо, чтобы пропустить все излишки воды. А если, предположим, инженеры получат от гидрологов прогноз объема паводка за две недели вперед, они смогут заранее спустить часть воды, подготовиться к встрече весенних вод. Тогда можно обойтись и меньшим числом водосливных отверстий. Без риска переполнить водохранилище. Значит, плотина может быть проще, как бы «урезанная». Опять экономия миллионов.

Подобные прогнозы даются, и есть такие плотины, например Каховская.

— Гидрологические прогнозы на срок до двух недель, так называемые краткосрочные, теперь не проблема, — рассказывает Валентин Дмитриевич Комаров, доктор технических наук, один из ведущих гидрологов страны. — Нам легче, чем синоптикам, которые имеют дело с быстро и неожиданно меняющейся атмосферой. Реки неповоротливее. Небольшие скорости движения воды, особенно грунтовой, достаточно хорошо изученные закономерности этого

движения, инерция гидрологических процессов — все это позволяет превратить краткосрочное прогнозирование в строгие расчеты, которые производятся на вычислительных машинах. Без всяких домыслов и гаданий.

— А долгосрочное?.. На месяц или на год вперед?..

— Режим стока рек — запутанный клубок. И чем глубже мы заглядываем в него, тем более запутанным он кажется. Осадки и испарения. Характеристика бассейна — почвы, растительность, рельеф. Географическое положение реки. Преобразующая природу деятельность человека — ведь Волга сегодня, на которой построен каскад гидростанций с водохранилищами, не та Волга, что была тридцать лет назад. Задача гидрологов в том и состоит, чтобы вскрыть главные причины формирования стока. Кстати, о прогнозе на год. Дается такой для Дона. Он основан на учете влажности почвы в бассейне. Если, например, в этом году почва сухая, то в следующем, при обычном количестве осадков, сток Дона будет меньше — часть небесной воды отнимет у реки «жадная» земля. Прогнозы на год будут составляться и для других крупных рек.

— Есть, значит, надежда, что развитие гидрологии и широкое использование электронных вычислительных машин позволит точно предсказывать поведение рек на несколько лет вперед?

— Далекое, заблаговременное предвидение сложных природных процессов, — говорит Комаров, — чревато ошибкой. Как бы мы ни изучали законы, управляющие стоком рек, у нас не будет полной уверенности, что через полгода или даже через месяц после выпуска прогноза в бассейн реки не прорвется непредусмотренный циклон и дожди не выпадут там, где их не ждали. И все же мы стремимся к точному прогнозу, то есть к наименьшему количеству ошибок в краткосрочном прогнозе и прогнозе на год.

Сегодня наблюдения за реками и климатом планеты вступили в новую фазу: они широко автоматизируются, расширяется гидрометрическая сеть. Наконец, ученые располагают сейчас такими мощными средствами исследования, как радиозонды, метеорологические ракеты, спутники.

Придет время, когда человек научится управлять сложнейшим процессом — круговоротом воды в природе.

В ГАВАНИ ОПАСНО

(Окончание. Начало на стр. 25)

На причале и на водолазном катере стоят люди. Они напряженно смотоят на пузырьки воздуха и ждут...

Следом за командиром спустились под воду молодые воспитанники Татаринова. На дне был обнаружен целый склад реактивных снарядов; извлекли на поверхность обрывки разноцветных проводов. Предположение о системе подрывных устройств подтверждалось.

Водолаз Валерий Приходько шел по дну как раз за одним из соединительных кабелей. Внезапно провод исчез. Приходько сообщил об этом наверх.

— Смотри внимательнее, — приказал Татаринов. — Держись спокойно.

Телефон молчал. По черной воде ветер гнал рябь. Татаринов приник к телефону. Он думал о Приходько, который шел в кромешной тьме по дну и искал ускользнувший провод.

— Я нашел оба конца, — сообщил Приходько. — Провод разрезан.

— Наверх! — скомандовал Татаринов.

Мнения сошлись: электрический кабель и детонирующий шнур были разрезаны водолазным ножом восемнадцать лет назад. Кто это сделал? Какой неизвестный друг рисковал своей жизнью, чтобы сохранить жизнь тысячам? Пока это осталось тайной.

Сорок тонн взрывчатки обнаружили водолазы. Сорок смертоносных тонн надо было поднять со дна гавани, отвезти в безопасное место и взорвать.

У Василия Булавина, назначенного руководителем работ, ни минуты свободного времени. Требуются краны, плавучие средства, буксиры. Верткий катерок с устрашающим названием «Шквал», на котором Бу-лавин «поднял свой флаг», бороздит гавань.

Над заливом шумит шторм, льет дождь.

У крановщиков есть инструкция: при ветре свыше шести баллов работы прекращать. Но мины лежат на дне гавани, а суда ждут у причалов. Идет поединок с тупорылыми чудищами, укрытыми морским илом.

Водолазы обмывают их сильными струями воды, стропят и концы тросе! подают наверх. Портальный кран цепляет конец, подтягивает смертоносный груз, поднимает его над поверхностью воды, осторожно проносит к понтонам и опускает в ящик с опилками. Молодежь работает попеременно. Здесь Мария Дылае-ва, Михалина Гречаник, Виктор Антушас, Татьяна Па-няева и другие крановщики.

В тот день работала Татьяна Паняева. Густо лил дождь, и за плотной пеленой воды почти не было видно груза.

Водолазы приготовили к подъему еще одну тонную мину. Паняева подтянула груз к поверхности воды и стала очень медленно поднимать его. Потом застопорила и подала стрелу чуть вправо — к понтонам. И вдруг натяжение троса ослабло. Раздался тяжелый всплеск. Люди на. понтоне замерли.

Секунда, вторая... Татьяна застыла в своей рубке.

Тихо.

Снова водолазы «насадили на крючок» мину, постарались привязать, на этот раз понадежнее, и снова Паняева понесла ее на стреле крана над гаванью... Мина коснулась опилок и мягко свалилась на бок!

Виктор Антушас каждый день уходил на работу как обычног может, только чуть дольше глядел он на своих сыновей, белобрысых карапузов, и чуть ласковее улыбался жене, которая, как ему казалось, ни о чем не подозревала. А когда он принес домой Почетную грамоту Верховного Совета республики, Алдона выслушала его рассказ и тихо заметила:

— Знаешь, Виктор, ведь я все знала...

У причалов Зимней гавани стоят большие торговые суда. Кланяются портальные краны, спокойно и уверенно работают Виктор Антушас, Татьяна Паняева.

Клайпеда. Зимняя гавань

60