Вокруг света 1964-05, страница 65

Вокруг света 1964-05, страница 65

просачивается в почву, по склонам и оврагам сбегает к рекам и испаряется. Ученые стремятся выяснить, сколько же из всего «небесного водного пайка» достается реке. Сколько воды получает она летом, зимой, от ливня и облачного дождя, в лесу и в поле. В разном лесу, в разном поле.

На горе, за жилым поселком сотрудников лаборатории, стоит высокая металлическая мачта. На ее верхушке установлена антенна радиолокатора.

Когда я зашел в комнату радистов, к Валдаю приближалась стая плотных облаков. Вращающийся направленный радиолуч четко вырисовывал на светящемся экране причудливые комочки. Затем на шкале появились острые зеленые пики. Луч радара пронзил пачку облаков и, отражаясь, как от упругой стенки, от выливающегося из него дождя, отметил его интенсивность. Молодой радист Пантелеймон Прохоров взял таблицу и, глядя на шкалу, перевел зеленые пики на язык метеорологов.

Так было зафиксировано начало земного пути небесной воды.

Ее дальнейший путь прослеживается на стоковых площадках. Это прямоугольные ломти земли, пестрыми пятнами устилающие пологий склон холма. Каждый из них засеян особой культурой, по-своему вспахан либо так и оставлен нетронутой целиной. Под каждым из участков находятся цементированный желоб и от него отвод в крохотный аккуратный домик, где установлены баки для замера воды, стекающей по склонам во время сильного дождя. Но поверхностный сток дождевой воды, как мы уже говорили, — это лишь один из маршрутов выпавшего дождя.

Часть небесной воды просачивается глубоко в почву, и вот тут-то ее встречают специальные приборы, установленные в узких вертикальных подземных камерах. На площадке, под которой спрятаны приборы, стоит предупредительный знак «Радиоактивность». Здесь в своеобразных подземных лифтах перемещаются контейнеры с изотопами кобальта и счетчики показывают содержание воды в каждом слое: почва в зависимости от влажности по-разному «пропускает» радиацию.

На склоне холма в главной усадьбе лаборатории большой клин засеян кормовыми бобами. Только подойдя к нему близко, можно заметить в центре посева кольцевую металлическую оградку и узкую щель в земле, как бы огибающую оградку изнутри. Эта щель отделяет большой монолит — многотонный кусок почвы, вставленный в металлический резервуар, — от остальной почвы. Прикрепленный к прочной раме, он плавает на поплавках в кольцевой камере. Снаружи «все как вокруг», но под монолитом скрыта подземная лаборатория, установлено множество при

боров И в том числе лимниграф — прибор, который записывает все перемещения монолита, когда он «тонет», тяжелея после дождя, или «всплывает», испаряя влагу в жару. Никаких подъемных кранов и весов, но все измерения ведутся с высокой точностью. Этот большой почвенный монолит — единственный в мире.

Если посмотреть на Валдайскую лабораторию с холма, можно увидеть в центре ее десятки кружков. Это наполненные водой испарители. Одни из них предоставлены всем ветрам, другие укрыты изгородью кустарников. Здесь познаются тайны испарения с водной поверхности. Знать его величину в различных условиях необходимо, чтобы установить, сколько испаряется воды в озерах, реках, водохранилищах. Этот «возврат небесной воды» особенно велик в южных районах страны.

С холма виден и крохотный треугольник, неподвижно застывший в озере. Это специальный «научный» плот. С него ведутся наблюдения за озером и изучается испарение с водной поверхности в естественных условиях.

На плот меня привез Володя Акимов. Володя хочет поступать в Ленинградский гидрометеорологический институт. А пока он работает наблюдателем. Два раза в день Володя заводит старенькую моторную лодку и направляется на свой участок — к плоту.

Устроен плот необычно. На понтоне из металлических бочек плавает треугольная рама, обшитая по краям досками. Посреди плота, чтобы не забрызгивало волнами, укреплены погруженные в воду испарители. В одном углу плота крутится неутомимый анемометр, на другом — укреплена метеобудка с термографом. Плот закреплен на якоре. Меняется ветер, и плот медленно крутится на тросе вокруг якоря, описывая стометровый круг. С подветренной стороны плота всегда тихо, а с другой — гулко шлепаются в раму волны. В большие щели между балками рамы видно, как под плотом кружатся косяки окуней.

«МЕТЕО МОСКВА ВОДА»

Сливающийся стук телетайпов похож на шум дождя. На столе у входа в помещение, где барабанят неутомимые телетайпы и, как фокусники, выпускают «изо рта» бесконечные усыпанные цифрами ленты, лежат папки. На одной из них написано «Вода». В этой папке — самые последние данные, собранные огромной армией гидрометеонаблюдателей. Еще сегодня утром они шли на посты, к своим рейкам и записывающим приборам.

А к одиннадцати часам по московскому времени все гидрологические новости — в Центральном институте прогнозов. Телеграммы, присланные гидрологами, посторон

нему человеку могут показаться неразрешимыми ребусами. Телетайпы отстукивают их на своеобразном цифровом языке: «Метео Москва Вода Киев 12081 10043 20461 31046 40003 52021». Но работникам сектора информации ясно, что 12 марта в 8 утра на Днепре, у Киева, уровень был 43 сантиметра над нулем графика. За сутки вода поднялась на 46 сантиметров. На снежный покров, высота которого 21 сантиметр, выпало 10 миллиметров осадков. Дождь шел в течение 1 часа 45 минут. Началось разрушение ледяного покрова, лед потемнел, появились закраины. Температура воды 0°, воздуха 3°.

Иногда приходят словесные телеграммы. Адрес их тревожный: «Шторм Москва Вода». Телеграммы эти сообщают о неожиданных и опасных явлениях: о появлении заторов, селей, о начале ледохода.

В толстом журнале, где собраны наиболее важные из штормовых телеграмм, есть одна — от 21 мая 1963 года. В ней говорится о наступлении ледника Медвежьего на долину реки Ванч и образовании озера Абдукагорт. Затем телеграммы о леднике и озере надолго поселяются в журнале. Исследователи сообщают о своих наблюдениях за озером, о принятых мерах по охране населения от наводнения в случае прорыва озера. 17 июля пришла телеграмма из Душанбе: «Шторм Москва Вода. Наземная и воздушная разведка подтвердили, что озера Абдукагорт уже нет. Вода свободно вытекает через большой грот. Новое наполнение в этом году исключено».

Расшифрованные и обработанные телеграммы — это ежедневная «пища» сектора оперативных прогнозов. 25-го и 26-го числа каждого месяца в секторе самая горячка: выпускаются бюллетени. Тоненькие книжечки с прогнозом на предстоящий месяц и на квартал. В эти дни гидропрогнозисты особенно часто консультируются с синоптиками, разговаривают по телефону с местными управлениями гидрометеослужбы, проверяют расчеты. Они знают: от точности их прогнозов зависит многое.

ГИДРОПРОГНОЗЫ и...

МИЛЛИОНЫ

На реке появился первый плавучий лед. Раньше речники, увидев его, сразу прекращали навигацию, чтобы успеть развести суда по зимним затонам. Но теперь, бывает, гидрологи говорят им: «Плавайте еще неделю. Ожидается потепление, крепкий лед будет позже». В результате — семь дополнительных дней навигации, и каждый из них приносит несколько миллионов рублей прибыли.

...Проектируется гидростанция. Инженеры знают, что во время

59

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Поплавки для плота своими руками
  2. Плот

Близкие к этой страницы