Вокруг света 1964-06, страница 6

Вокруг света 1964-06, страница 6

гов к важнейшему открытию. Оказалось, что, вводя в облака определенное вещество — реагент, можно влиять на происходящие в них естественные процессы. В зависимости от количества реагента и его состава можно либо предотвратить осадки, если они нежелательны, либо, наоборот, вызвать их. Ведь в природе многие облака и даже целые облачные системы возникают и исчезают, не давая дождя. Метод искусственного образования осадков открыл перспективы, уходящие в область фантастики. Становится в принципе возможным вызывать осадки там, где они необходимы. Отменять их там, где они не нужны. Изменять таким образом существующую систему осадков на огромных территориях земного шара — в пустынных и засушливых районах. Заставлять градоопасные облака сбрасывать свою губительную ношу где-нибудь в горах или над лесом, подальше от полей и плантаций. В основном это, конечно, дела будущего, но кое-что...

— Кое-что мы можем уже сейчас. — Смирнова протягивает мне переплетенную в черный ледерин рукопись. — Вот посмотри

Это отчет о работе летной группы в Алма-Ате. На последней странице заключение:

«...Проведенные экспедиционной группой Центральной аэрологической обсерватории в январе — феврале прошлого года оперативные работы по систематическому рассеиванию низких переохлажденных облаков и туманов с использованием наземных и самолетных средств воздействия показали их высокую эффективность.

Экономический эффект от использования методов активных воздействий в Алма-Ате за сезон может составить 150 тысяч рублей.

...Только по Казахстану, по пяти крупным аэропортам (Актюбинск, Караганда, Кустанай, Семипалатинск, Алма-Ата) внедрение этих методов позволит сэкономить не менее 500 тысяч рублей в год».

Вот тебе и «кое-что»! .

Наша летная группа разрабатывает методику воздействия на мощнокучевые облака. Работы здесь непочатый край. Нужно определить состав реагента, его оптимальные дозировки, ответить еще на десятки не совсем ясных вопросов. Только для того, чтобы •найти наиболее эффективный и экономически выгодный реагент, необходимо провести сотни опытов. А сколько раз эксперименты давали результаты, опровергавшие и теоретические выводы и данные лабораторных исследований! И сколько раз приходилось вново и вновь повторять один и тот же опыт!

..День за днем бороздит наша «стрекоза» воздушные просторы над Грузией. День за днем развертывается под нами захватывающая панорама: грандиозные хребты, бездонные ущелья, серебряные нити рек — рельефная карта Кавказа в мельчайших подробностях. От этой картины трудно оторвать глаза. И все-таки вниз мы смотрим редко.

Главное для нас облака. Тому, кто смотрел на них только с земли, никогда не понять их грозной, подавляюще могучей красоты. Никогда не испытать острейшей смеси чувств — риска с восхищением, которая неизменно возникает, когда самолет врывается в облако и начинает кромсать винтами его клубящуюся массу. Риск отстает от восхищения на какие-то доли секунды. Облако спохватывается и берет нас в оборот в полную меру своих сил. А сил у него предостаточно. Неприятный холодок ползет по спине при виде того, как вибрируют и изгибаются плоскости. Как выдерживает все это самолет — уму непостижимо! Как выносит ц-это человек, понять легче — это работа. Ежедневный будничный подвиг исследователя, превращенный в профессию

Подвиг? Да подвиг. Это не просто — прорзаться сквозь дикую тряску к самоллу центру клубящегося ар,з. Там, в глубине, его «ахиллесова пята». Там — избавление человечества от извечных бед — гроз, града, засухи, наводнений..,

...Рабочее облако — оно пока еще не рабочее. Пока оно еще только матеоиал для работы. Но уже совсем недалеко время, когда облако засучив рукава возьмется зс работу собственноручно. Уж об этом мы позаботимся,

СЕРЕГИН ВСТАЕТ В ЧЕТЫРЕ

Серегин встает в четыре. Ежедневно. С пунктуальностью будильника и неотвратимостью рока.

Он врывается к нам в домик, как Мамай в осажденную крепость, и кричит при этом так, будто этот змый Мамай гонится за ним по пятам:

— Мальчики-девочки, подъем!

И тут же начинает конфискацию одеял. Как будто недостаточно было крика.

— Ну что за жизнь, — Дима Крубавв поднимается, кряхтя и охая.

Диме трудно. У Димы — баян. И вытекающая из этого обстоятельства популярность среди местных жителей. Популярность обходится Диме не дешево: отбой у него бывает намного позже, чем у всех остальных. Подъем же — на общих основаниях.

Как ни странно, готов Дима бывает раньше всех. Пока мальчики-девочки еще умываются, чистят зубы и изображают подобие завтрака., он успевает придирчиво осмотреть свой «ГАЗ-69», попинать носком ботинка каждое колесо, залить в радиатор воду, прогреть мотор и мимоходом сжевать бутерброд и выпить кружку кофе, оставленные ему предусмотрительным Серегиным.

Но Дима — это Дима. Постоянный спутник Серегина, он вынужден жить в «серегинском» темпе.

Сейчас з экспедиции горячая пора: начинаются испытания новой ракеты. В самый короткий срок мы допжны запустить около сотни ракет — всю пробную партию. За каждой ракетой мы проследим от старта до приземления, определим все элементы ее траектории, засечем время срабатывания всех ее механизмов, тщательно проверим надежность всех узлов.

Работать мы можем, только когда небо чистое — облака затрудняют нам оптическое наблюдение за ракетами и начисто исключают визуальное. Поэтому каждое утро нам приходится состязаться в скорости с Природой и Временем.

На

повестке дня

облака.

4