Вокруг света 1964-07, страница 68заключение автор статьи неожиданно заявил: «Есть основания думать, что писателя, быть может, уже нет в живых». Тем не менее десять лет спустя после этих событий «умерший писатель» выпустил новую книгу — роман «Аслан Норваль». "Второй случай, когда Торсвана удалось застать врасплох и сфотографировать, представился недавно в Гамбурге, в октябре 1959 года, куда он приехал под именем Хола Кров-са, «генерального уполномоченного», на премьеру фильма, снятого по роману Б. Травена Одна загадка громоздилась на другую, путала след, сбивала с толку, мешала докопаться до истины. Но именно к этому и стремился тот, кто называл себя Б. Травеном. Ему удавалось сохранять тайну благодаря множеству хитроумных предосторожностей; он ловко надувал любопытных благодаря разработанной им сложной системе общения с внешним миром, в частности с издателями; пользовался несколькими почтовыми ящиками, из которых корреспонденцию доставали другие, прибегал к услугам подставных лиц, на чье имя переводились его гонорары из разных стран В анонсах на книги Б. Травена указывалось, что мексиканское издательство принимает оплату за его романы только почтовым переводом на адрес Мехико, почтовый ящик 2520. Корреспонденцию из яшика с этим номером вынимала Эсперанца Лопес Матеос, сестра президента Мексики, доверенное лицо Б Травена. Денежные переводы через банк от уполномоченных, в частности по Европе от недавно умершего издателя И. Видера, поступали на текущий счет хозяйки гостиницы и парка в Акапулько. Когда же впервые появилось имя Б. Травена? Это произошло весной 1925 года на страницах берлинской газеты «Форвертс». Получив из Мексики рукопись романа «Сборщики хлопка», подписанного неизвестным именем «Травен», редакция решила ее опубликовать С тех пор Б. Травен, по словам Р Рекнагеля, стал одним из любимейших писателей немецких рабочие. Его книги издавались неоднократно, пока нацисты не запретили их В Германской Демократической Республике многие произведения Б Травена переизданы и пользуются успехом читателей Вы соко оценивает, например, книги Б Травена за их художественное и революционное значение известная писательница Анна Зегерс. Как-то Б. Травен признался в письме своему немецкому издателю, что у него за время странствий по Мексике накопилось множество неоконченных рукописей. «Это были сочинения, которые я писал в периоды длительной безработицы. Писал для того, чтобы не ощущать непрерывных мук голода и не вспоминать по шестьдесят раз в час, что против безработицы и пусто ты в желудке нисколько не помогают ни вера в господа бога, ни славословие в честь капиталистической экономики». Книги Б. Травена подтверждают, что писатель хорошо знаком с жизнью различных районов Мексики, прекрасно знает ее историю. Не раз приходилось Б. Травену совершать путешествие по стране. Иногда пускаться в путь его заставляла нужда, подчас любопытство. «Тот, кто хочет познать душу дремучих зарослей и джунглей, — говорит Б. Травен, — их жизнь и песни, их любовь и смертельную ненависть, не должен жить в Реджис-отеле в Мехико; он должен углубиться в джунгли, любить их, обручиться с ними». Так же часто разъезжал по стране и тот, кто называл себя Б. Торсва-ном. В качестве фотографа он, например, участвовал в экспедиции Альфонса Дампфа в глубь Мексики. Немецкий литературовед, проанализировав множество разноречивых печатных сообщений и свидетельств и отобрав из них достоверные, проследил путь Б. Торсвана в Мексике. И тогда оказалось, что маршрут его скитаний по этой стране странным образом совпадал с описанием мест и событий, встречающихся в книгах Б. Травена. Предположение о том, что «уполномоченный» Б. Торс-ван и писатель Б. Травен одно и то же лицо, явно имело под собой почву. В пользу этого говорили многие факты. Достаточно сказать, что в удостоверении, выданном Б. Торс-вану в 1942 году, он значился как Б. Травен Торсван. Однако считать вывод окончательным и поставить на этом точку было преждевременно Оставалось неразгаданным еще одно обстоятельство: писатель, скрывающийся под именем «Б. Травен», не был уроженцем Мексики. Его след вел через океан в Европу... ...Немецким журналистом, автором статей, стиль которых напомнил Рек-нагелю стиль книг Б. Травена, был Рет Марут. До первой мировой войны он работал актером, потом выступал в прессе, печатал новеллы, эссе, статьи. В Мюнхене в течение нескольких лет с 1917 года он издает журнал «Цигельбреннер». На его страницах он яростно обличает милитаризм, буржуазную печать, церковь. В одном лице Рет Марут совмещает автора и редактора, сотруд ника и издателя, выступая под различными псевдонимами Свои рассказы Рет Марут анонимно печатает в своем же издательстве «Цигельбрен нер ферлаг», которое не было со ответствуюшим образом зарегистрировано По словам людей, знавших Рета Марута в то время, его всегда окружала некоторая таинственность. Без какой-либо рисовки он заявлял, что у него «нет ни малейшего литературного честолюбия... Я хочу быть только словом» И откровенно предупреждал в своем журнале: «Не трудитесь посещать нас — вы никого никогда не застанете». Со страниц журнала Рет Марут пламенно приветствует Октябрьскую революцию, он полон надежд, что и в Германии пролетариат возьмет власть в свои руки. С энтузиазмом встретил он образование Баварской Советской Республики. Рабочие избирают его в комитет по пропаганде Когда же банды Носке ворвались в Мюнхен и республика пала, Рета Марута, как и многих, арестовали Рет Марут был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Ему удалось бежать. Некоторое время он нелегально выпускает свой журнал. Но полиция нападает на его след. Тогда Рет Марут скрывается сначала в Кёльне, затем в Берлине. Здесь он нашел пристанище у товарища, который дал ему свой паспорт и денег на дорогу. На другой день после отъезда Рета Марута из Берлина нагрянула полиция, она шла буквально за ним по пятам. Вскоре товарищ Рета Марута получил известие из Бельгии. Рет Марут сообщал, что паспорт у него украли. С тех пор он исчез из Германии... Шаг за шагом шел исследователь по пути к разгадке. Р. Рекнагель проследил в деталях жизнь Рета Марута в Германии. Постепенно из пестрой мозаики отрывочных биографических данных возникал портрет человека, жизненный путь писателя. Литературовед провел сравнительный анализ произведений Рета Марута и Б. Травена, обнаружил много общего в стиле и еще давнюю любовь к Мексике у первого и косвенные данные о жизни в Германии в книгах второго. Наконец, он сличил и опубликовал фотографии Рета Марута и Б. Торсвана. И мы можем убедиться, что перед нами снимки одного и того же человека, называвшего себя разными именами: Рет Марут, Б. Торсван, Б. Травен. Этот человек считал, что биография творческой личности не имеет никакого значения, если автора нельзя узнать по его книгам «У писателя, — говорил Б. Травен, — не должно быть иной биографии, кроме его произведений». Что же касается его жизненного пути, то, как говорит Б. Травен, он не принес бы никому разочарования. В Мексике, ставшей его второй родиной, Б. Травен затерялся в девственных лесах Чиапас, жил среди лакандонов — индейского племени, которое, спасаясь от полного истребления, укрылось в джунглях, был сборщиком хлопка и золотоискателем, работал на нефтепромыслах и на лесоразработках в монтериях, был погонщиком скота в горах Сьерпа Мадре, совершал походы в глубь страны с научными экспедициями. И всюду он изучал народ, его историю, наблюдал жизнь, о которой потом рассказывал в своих книгах. Так было установлено тождество немецкого публициста Рета Марута и автора многих книг Б. Травена, которого мексиканский народ считает своим национальным писателем. 62 |