Вокруг света 1964-11, страница 68ЖАЖДА ОТКРЫТИЙ Двое энтузиастов — молодой геолог и старик охотник, влюбленный в путешествия, — находят в экспедиционных отчетах упоминание о таинственной Пилахуэрти Нейка — Серебряной горе. Много трудностей преодолели они: недоверие скептиков, отступничество попутчиков, нехватку денег и снаряжения. И вот... за спиной многокилометровые маршруты по холмам да кочкам чукотской тундры. И все безрезультатно! Существует ли Серебряная гора? «Мы молчим. Десять раз обоснованная и объясненная неудача все же угнетает. — Слышишь? — вдруг спрашивает Старик. Я прислушиваюсь. Сквозь меланхолический посвист ветра, легкое постукивание льдины и чаичьи крики еле-еле сквозит робкое и настойчивое царапанье. Крохотная засыхающая былинка приткнулась к избушке там, где одна из многочисленных дыр заделана железным листом. Очень пасмурно, но былинка светится изнутри остатками летнего уходящего света и трется о железо упрямо и весело, как игручий, жизнерадостный козленок. Мы усмехаемся. Глаза у Старика начинают блестеть. Ей-богу, я знаю, что сейчас он выложит мне проект новый, продуманный, учитывающий прошлые ошибки и всякие новые достижения, проект вдоль и поперек продуманной экспедиции». Так кончается повесть Олега Ку-ваева «Не споткнись о Полярный круг». И мы верим, что неудачи не сломят героев. У них все впереди. Читатели «Вокруг света» и «Искателя», наверное, запомнили повести и рассказы Олега Куваева («Зажгите костры в океане», «Берег принцессы Люськи», «С тех пор, как плавал старый Ной»). Теперь вместе с новыми рассказами они составили отдельную книгу. Всех героев книги роднит одна общая черта — одержимость работой как естественной, органической потребностью человека. В этой одержимости есть что-то от бескорыстной авантюры, от увлеченного искательства приключений. Эта черта и рождает у героев Куваева неодолимую жажду открытий. Ищут ли они залежи серебра или ценный минерал миридолит, строят Олег К у в з е в, Зажгите костры в океане. Магаданское книжное издательство, 1У64. из брезента лодку, чтобы выбраться с необитаемого острова, бьют шурфы или на краю земли дежурят на станции наблюдения за льдами — они всегда остаются людьми, для которых труд стал страстью и призванием. Поэтому они, по логике самой жизни, неизбежно сталкиваются с теми, кто скрывает свою пустоту под маской дешевой, бесплодной «романтики». Постоянная полемика об истинной и ложно понятой романтике и составляет нравственную основу рассказов Куваева. Один из героев книги рассуждает: «...От пятнышка справедливости должно вырасти озеро. Понимаете? Где озеро каждого из нас?» Мечта об «Озере справедливости» — мечта действенная, добрая и человечная — приводит героев книги к борьбе с каждым пятнышком душевной плесени, в ком бы она ни обнаружилась. Строгая бескомпромиссная требовательность к себе и другу помогает преодолевать трудные маршруты, совершать открытия: научные и нравственные. Без таких открытий нет настоящей книги, нет и писателя. Олег Куваев прошел со своими героями по одним и тем же маршрутам. С 1957 года, после окончания геологоразведочного института, он работает в Заполярье. Чукотский полуостров, северные острова, Ледовитый океан — вот его рабочая площадка, источник вдохновения, тем и сюжетов. Он вышагивал по кочкам, бил шурфы, ночевал в палатках, плавал сре- У писателя Геннадия Фиша есть новелла «Гроздь винограда». О белой ночи в Бергене, о норвежской журналистке с певучим именем Сольвейг, о том, как недоумевала и возмущалась эта девушка, когда автор... угостил ее виноградом. — Как вы смеете предлагать его мне?! Вы расист?! Виноград, купленный писателем на рынке, оказался из Южной Африки. В Скандинавии бойкотировались товары из ЮАР, и для Сольвейг зеле- ди льдов. В таких условиях истинная цена человека обнажается быстро, как сердцевина ореха под ударами молотка. Куваев пишет только о том, что он сам пережил, увидел. В его рассказах и повестях есть знание дела, тонкость наблюдений, любовь к природе, чувство ритма. «...Заполярный чукоткий «самум» бушевал за стеной. Ветер дул порывами, значит, все же это был обычный летний фен, обойдется без сорванных с причалов кораблей и перевернутых машин. Через два-три дня так же внезапно начнет темнеть бешеная синева неба, изчезнет молочный пласт облаков над сопкой и внезапно наступит штиль». Литературный почерк Куваева еще не отстоялся, автор порой, пытаясь искусственно «осовременить» язык рассказа, сбивается на ложно понятую «телеграфность», которая не обнажает содержание, а затемняет его: «Синеглазая, из сентиментального фарфора вылепленная девулька... Ах, не шутите вы, столичные насмешники! Это вам не парк культуры. Ах, мои глаза? Просто орган зрения, не больше. Да, учительница. Да, первый год. А у меня здесь мама. (Отчего я не мама или не первоклассник?) А в сторонке ревниво притаптывает носком унта полярный Отелло. Такой мороз, а Отелло в фуражке «с крабом». Не терзайся, гидрограф, мы всего-навсего пассажиры. Мы идем к своему самолету в очарованном синими миражами пространстве». Олег Куваев работает сейчас над новыми рассказами о современниках, над романом о золотоискателях Чукотки. Он стремится преодолеть узость экспедиционно-геологическо-го материала, отметает иллюстративность, ищет точные верные слова, сердцевину правды. Это нелегко. Но только в таких поисках и рождается настоящий писатель. Верится, что Олег Куваев найдет свою дорогу в литературу, ведь жажда открытий, в том числе и художественных, неодолима. Самое долгое путешествие начинается с первого шага. Первый шаг сделан. Впереди большая трудная дорога. Ю. ПОПКОВ B2FP ная гроздь была отзвуком трагедии миллионов африканцев, томящихся под игом расистов. С большим трудом Мартин — спутник Сольвейг — объяснил ей, что автор не меньший враг расизма, чем она, и виноград куплен им невольно. — Выбросьте его, — приказала Сольвейг. ...Эта страна лежит на самом юге А. Иванченко, Оскорбленные звезды. Изд-во «Молодая гвардия», 1954. II ГРЯНЕТ КНИГИ НАШИХ АВТОРОВ 62
|