Вокруг света 1964-11, страница 69

Вокруг света 1964-11, страница 69

Африки. Красивая и богатая. Плодороднейшие земли, знаменитые алмазные и золотые копи. Страна, где властвуют новоявленные нацисты, а расистская политика апартеида — строгого обособления африканского населения от белой аристократической верхушки — стала государственной доктриной.

Страна, где средний уровень жизни европейского населения очень высок (самый высокий в мире — хвастливо утверждают правители этой страны), а коренные жители — африканцы — низведены до положения рабов, загнаны за колючую проволоку резерватов, обречены на вымирание-

Страна, где африканец не имеет права появиться на свет в родильном доме, на котором висит табличка: «Только для белых!»

Кажется, в этой стране даже звезды на небе оскорблены, светятся болью и гневом.

...«Оскорбленные звезды». Так называется новая книга журналиста Александра Иванченко, побывавшего недавно в Южно-Африканской Республике и Юго-Западной Африке — территории, оккупированной войсками ЮАР.

Книга носит подзаголовок «Рассказы очевидца». Перед читателем проходят картины произвола, глумления над человеческим достоинством. На золотых рудниках под Ораньемундом работают и умирают «шибало» — рабы XX века. Локации под Уолфиш-Беем. Бараки, лохмотья, грязь. Здесь на каждую тысячу ребят семьсот умирают. Диагноз — недоедание.

А сам Уолфиш-Бей — это скопище бывших эсэсовцев, бывших итальянских чернорубашечников, французских оасовцев, фашистов из Португалии и Испании.

Мрачный, душный мир. Но и здесь мы видим людей, готовых к сопротивлению, к борьбе.

Механик Петрос, что изобрел швей-н^ю машину и вырастил дерево

Разгадывая тайны далекого прошлого, археолог через ясное ощущение современности устремляется мыслью в будущее. В утверждении этой связи времен — пафос новой книги поэта и прозаика Валентина Берестова.

В книгу вошли повести: «Меня приглашают на Марс», «Приключений не будет» и «Меч в золотых ножнах». В каждой из повестей есть своя тема, решаются свои художественные задачи, а вместе они составляют единую книгу о нашем молодом современнике, чье детство пришлось на войну, а юность — на тяжелые послевоенные годы.

Студенты — герои повести «Меня приглашают на Марс» — решили в будущем полететь на Марс. «Для ме-

Валентин Берестов, Меч в золотых ножнах. Изд-во «Молодая гвардия», 1964.

джакаранду, цветущее голубыми цветами. Имя этого талантливого человека стало символом в борьбе тех, кого держат в темноте и невежестве.

Нкомо, бакалавр искусств, вынужденный нырять за жемчужными раковинами, плести корзины. Нкомо мечтает о том дне, когда он придет в школу, увидит тридцать пар любопытных глаз и скажет: «Здравствуйте, молодые люди, я ваш новый учитель».

Неизвестные герои, организовавшие подпольное «Радио свободы», объявившие борьбу диктатору Фер-вурду.

«Оскорбленные звезды» светятся болью и гневом, зовут к борьбе. Жизнь и нацизм несовместимы. Это главная мысль книги.

В сентябре этого года, в дни Всемирного форума солидарности молодежи и студентов в борьбе за национальную независимость и освобождение, за мир, начал работать Международный следственный комитет по расследованию преступлений расизма в Южно-Африканской Республике.

Созданный по инициативе советской молодежи, облеченный доверием народов, комитет приступил к выполнению своей ответственной миссии. В течение года он будет проводить опрос свидетелей, сбор документальных доказательств преступлений расистов. Международный суд общественности над Фервурдом состоится в Алжире летом 1965 года, в дни девятого Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

На одном из заседаний Международного следственного комитета выступил А. Иванченко. Книга «Оскорбленные звезды» фигурировала как один из документов, разоблачающих воинствующий расизм Фервурда и компании.

Придет день, и грянет буря, сметет с дороги расистский мусор. Буря не менее сильная, чем волны у мыса Доброй Надежды. Ведь второе его название — мыс Бурь.

С. ЮРЬЕВ

ня космическая эра, — вспоминает один из них, — началась за десять лет до запуска первых спутников». И герои подчиняют будущему полету всю свою повседневную деятельность. Мечта для них стала большой целью в жизни.

Повесть «Приключений не будет» — лирический дневник героя — участника Хорезмской археологической экспедиции. Мы видим его страстное увлечение раскопками древних замков, открывающих людям тайны ушедших веков. И герой знает, зачем нужны людям эти тайны. «...Крепости, стоящие в пустыне, — рассуждает герой, — вызывают не только воспоминания прошлого, но и мечты о будущем. Земли древнего орошения Хорезма, по существу, земли его будущего орошения».

Повесть «Меч в золотых ножнах» рассказывает о буднях небольшого

коллектива археологов, раскапывающего могильники древних скифов. Здесь герои Берестова уже обрели жизненную зрелость, но по-прежнему не расстаются с большой мечтой, одухотворенной юношеским устремлением в будущее.

Изо дня в день раскапывают археологи древние погребения. Нож и кисточка — вот их основной инструмент. Осторожно удаляется каждый сантиметр земли... Что же они ищут? Золото? Драгоценности? Нет, большинство могильников разграблены, но даже то, что оставили или обронили их небескорыстные древние «коллеги», что не поддалось тлену, — для археолога бесценный клад.

«Поймите же, это уникальные произведения древнего искусства! Величайшая музейная редкость! Пятый век до нашей эры! Народное достояние! Такого меча нет нигде в мире!» — кричали археологи проводнику, возвращаясь из экспедиции.

«В этом сезоне нам удивительно повезло. Особенно Светлане Оленич. Ведь она собственноручно откопала и меч, и колчан, и многие золотые вещицы... Ей досталась замечательная могила. Могила, о которой можно мечтать», — вспоминает герой.

Проза В. Берестова своеобразна: юмор, переходящий в спокойную иронию, языковая точность и большой фактический материал — вот основные ее черты. Автор вводит читателя в тайны своей профессии, и читатель зримо видит раскопки замков Хорезма и могильников Таги-скена. Лингвистические сопоставления, философские размышления, искусствоведческие наблюдения, обращение к литературным памятникам и историческим документам позволяют воссоздать целостность и взаимосвязь разных эпох и поколений. «На земле давным-давно не осталось ни одного скифа,— размышляет автор.— Они растворились в океане человечества. Где-то звучат их мелодии, кто-то рассказывает их сказки, в чьих-то жилах течет скифская кровь, кто-то пасет коней выведенных ими пород, кто-то вышивает на полотенцах их священные узоры, какие-то реки и горы еще носят скифские имена, а в словарях разных народов осталось немало слов скифской речи, часто еще не узнанных. Раскапывая курганы, мы можем что-то узнать не только о скифах, но и о самих себе».

И вот эта пытливость, пожалуй, главная причина успеха Берестова-прозаика.

Берестов не отделяет своей жизни от жизни своих героев. Он археолог по образованию, много лет трудился с ними бок о бок, раскапывая древние курганы.

Все это помогло ему передать в своей книге образ подлинного нашего современника, разносторонне мыслящего, активно участвующего в созидательной работе, духовно щедрого, граждански беспокойного человека.

А. ЛАНЩИКОВ

63

МЕЧ СКИФА