Вокруг света 1964-12, страница 30

Вокруг света 1964-12, страница 30

На плоской вершине среди густых кустарников я увидел фундаменты многочисленных зданий, обнаруженные во время археологических раскопок в 1928—1930 годах. До этого Эски-Кермен считался чисто пещерным поселением, и само название его означает по-татарски «старые пещеры». Одновременно с фундаментами зданий были найдены остатки водопровода из керамических труб.

Вероятно, на случай осады в толще скалы устроен глубокий колодец. Прямо вниз прорублены крутые ступени. Время от времени встречаются лестничные площадки, как в современном многоэтажном доме. Сумрачный свет проникает сквозь потайные оконца. Через сто с лишним ступенек становится совсем темно, лестница переходит в наклонный коридор, уходящий в глубь горы. Наконец луч карманного фонарика выхватывает квадрат черной, словно маслянистой воды.

На городище Эски-Кермена у меня было еще много интересных встреч.

Самая удивительная произошла уже в ранних сумерках на отлогом травянистом склоне у подножья города. В большом яйцеобразном камне виднелся дверной проем. Внутри было вырублено помещение овальной формы, как бы повторяющее внешние очертания камня. Это оказалась маленькая церковь, скорее часовня. На стене большая фреска. Три всадника в развевающихся плащах, ниже полустершаяся надпись. Краски еще сохранили свежесть. Штукатурка росписи намертво срослась с камнем стены, и даже царапины и выбоины, нанесенные руками многочисленных захватчиков, не могли полностью уничтожить фреску.

Кто строил эти странные сооружения?

Понятие «пещерный житель» в нашем представлении обычно связано с доисторическими людьми, а этого не скажешь о тех, кто высекал в Крымских горах храмы, сторожевые башни и целые жилые кварталы.

В Бахчисарайском музее я узнал, что, кроме Эски-Кермена, в горах Юго-Западного Крыма сохранилось несколько пещерных городов и монастырей — Мангуп, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Инкерман, Бакла. Все они входили в состав княжества Феодоро — маленького средневекового государства с христианским населением. Любопытно, что это крошечное государство сумело сохранить свою самостоятельность даже во времена господства татар и было уничтожено лишь в XV веке, когда на полуостров вторглись турки Первоначально столицей его был Дорос, или Дори, который, по мнению исследователей, и есть Эски-Кермен. После разорения Дороса хазарами в VIII веке главным городом становится Мангуп, лежащий на несколько километров восточнее.

...Я подходил к городищу, где когда-то возвышался Мангуп. Виноградники зеленели на этих же склонах, как и в те далекие времена. Еще среди развалин Эски-Кермена мне на каждом шагу попадались квадратные каменные лоханки с носиком, как у чайника. Это оказались тарапаны — посудины для давления винограда. Большой тарапан был даже устроен в полу одной из церквей, под настенным изображением богородицы. Рядом с ним вместо традиционных могилок-саркофагов выдолблена глубокая цистерна для виноградного сока. Возможно, церковь превратили в винодельню уже в более поздние времена.

Неизвестно, какими были гербы пещерных городов, но думается, что на них рядом с долотом для выруба

ния пещер обязательно должна быть изображена кисть винограда.

Перед Мангупом дорога раздваивается, впереди возникает изолированная вершина, для которой больше всего подходит определение — монументальная. Строители Мангупа выбрали для столицы княжества одну из самых величественных и недоступных гор района. От плоской вершины на север отходят четыре отрога Они поднимаются над окрестными лесами, подобно корпусам гигантских кораблей.

Лишь через час подъема по крутой тропинке густые заросли расступились и впереди возникли развалины мощных крепостных стен и башен.

За стенами сразу попадаешь в мир тишины и спокойных далей. В сухом воздухе четко виден характерный шатер Четыр-Дага. В противоположной стороне дымка далекого моря сливается с небом.

Плоская вершина на первый взгляд кажется пустынной. Это удивляет после пестроты руин Эски-Кермена.

Здесь пещер значительно меньше. Чувствуется, что город был в основном «наземным».

На самой высокой части плато как символ мирного города высечен большой тарапан. Его стенки выщербились от времени, а в цистерне вместо виноградного вина тускло поблескивает дождевая вода

У каждого города своя судьба, хотя вид развалин часто одинаков.

Загадочный Эски-Кермен был уничтожен внезапно, поэтому сравнительно хорошо уцелели его пещерные жилища и храмы. Мангуп угасал медленней. Турки планомерно разрушали столицу, используя камень для строительства своей крепости.

Иначе сложилась судьба «соплеменника» Мангупа и Эски-Кермена — пещерного города Фуллы. Живая ис-

26