Вокруг света 1964-12, страница 4

Вокруг света 1964-12, страница 4

МИРА

под действием колоссальных давлений в глубинах планеты происходят, возможно, деформация и разрушение электронных оболочек атомов. «Расплющенный» атом... не будет ли он тем незнакомцем, который поможет открыть ученым новые законы природы, например новое состояние вещества или новый вид энергии, обусловленный сжатием, деформацией «кирпичиков» вещества — атомов?

О ГРАНИЦА ТАЙНЫ

чем же поведали волны-путешественницы? В 1909 году сербский сейсмолог А. Мохоровичич изучал записи землетрясения, случившегося в Кроатии. При расшифровке сейсмограммы внимание ученого привлек тот факт, что на определенной глубине сейсмические волны вдруг резко, скачком увеличили скорость. Так была открыта граница, получившая впоследствии название раздела Мохоровичича (сокращенно — раздел Мохо). Ученые стали прослушивать ее повсюду на земном шаре. Оказалось, что она проходит не везде одинаково: под материками — в среднем на глубине 35—40 километров, в горных районах — снижаясь даже до 70. Когда же «заглянули» под дно океанов, выяснилось, что там до нее, как говорится. рукой подать — около 6 километров. Раздел Мохоровичича — это нижняя граница своеобразного чехла на теле нашей планеты — земной коры. Одно время думали, что кора на материках ничем принципиально не отличается от коры океанов. Волны-путешественницы поведали, что это не так. В океанах самая верхняя «пленка» Земли состоит из одного тонкого слоя тяжелого базальта. Материковая же кора двухслойная: более легкий гранитный слой лежит на базальте. Гранитный слой в океанах пропал...

Здесь начинаются «почему».

Для ответа на них надо знать, как сейчас Земля меняет свою «кожу», как происходит обновление ее коры, ведь в нее поступают все новые и новые вещества из недр. Из тех глубин, в которых сейсмические волны, прорвавшись сквозь слои земной коры, вдруг так заспешили.

ТАМ НЕТ ПОКОЯ

Волны проникли на таинственный «второй этаж», если считать с поверхности Земли, нашей планеты, в очень толстую оболочку, которой геофизики дали торжественно-гардеробное название —-мантия. Действительно, это «одежда», укутывающая земное ядро. Она простирается до глубин в 2900 километров. Верхний ее слой, толща в тысячу километров, зовется верхней мантией.

Это наиболее «беспокойная» область земного шара. Именно здесь зарождаются процессы, которые приводят в движение земную кору, поднимают и опускают материки. Именно в этой гигантской подземной мастерской скрывается главная кухня землетрясений и вулканов.

Считается, что глубинные породы образованы из более упругого, более тяжелого материала, чем поверхностные слои Земли. Ведь волны путешествуют здесь со значительно большей скоростью. Некоторые ученые предполагают, что «верхушка» мантии, как и кора, сложена из базальтов, но с очень плотной «упаковкой» атомов. Есть и другая гипотеза: подко-ровое вещество состоит из гораздо более тяжелых и более богатых металлами пород.

А дальше опять одни «почему».

Что происходит далеко под базальтом, там, где, как предполагают, температура измеряется тысячами градусов, а давление — сотнями тысяч, а возможно, и миллионами атмосфер? Если бы узнать, как ведет себя вещество при таких условиях в этом естественном «атомном котле» — твердое оно, или жидкое, или газообразное? А быть может, оно отличается от всех известных нам «на поверхности» состояний? Ведь

И КЛАДЫ, ЖДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

зучить силы, которые бушуют в неизведанных глубинах, важно для многих практических целей.

Только один вулкан за несколько часов извержения расточает энергию, равную годовой работе десятков мощнейших электростанций. Вырвавшийся на свободу поток содержит в 1 кубическом километре вещества такой же тепловой «заряд», как 50 миллионов тонн нефти. Можно представить себе, что получит человечество, если сумеет обуздать эту мощную подземную «кочегарку».

Именно в верхней мантии возникли и продолжают оттуда поступать к нам «наверх» полезные ископаемые. Зная, в каких условиях совершается их «рождение», как магматическая деятельность «фабрикует» разные минералы, мы сможем • понять закономерности образования и размещения подземных богатств, улучшать методы геологической разведки и прогноза.

Лодка погрузилась почти до бортов, корма ушла в воду. Казалось, еще секунда — и воды озера сомкнутся над утлой посудиной. Но гребцы спокойно погружали в воду длинные шесты с утолщениями на конце.

Жители острова Джидико каждый день совершают путешествия через озеро — ведь их поля и пастбища находятся на противоположном берегу. На самом Джидико эрозия и козы уничтожили почти всю растительность, и теперь сквозь зелень травы пробиваются бесплодные розовато-белые делювиальные глины.

Таков островок на озере Абая в Эфиопии, где обособленно живет племя джидико. В племени всего 750 человек. Они поклоняются солнцу и говорят на языке неизвестного происхождения.

Вся жизнь джидико связана с озером. Правда, они не употребляют в пищу рыбы, которой здесь очень много, — местное поверье говорит, что от этого портятся зубы. Зато джидико охотятся на живущих в озере черепах, которые нередко достигают полуметровых размеров, и на более крупную «дичь» — бегемотов. Бегемоты дают островитянам не только пищу — их огромные кости служат деталями в нехитрых ткацких станках, за которыми работают женщины.

Для передвижения по озеру джидико пользуются лодками хоболо. Они напоминают венецианскую гондолу с возвышающимся на два метра носом и косо срезанной, уходящей вниз кормой. Длина их около семи метров. Хоболо строят из растущего на острове дерева амбач — его древесина очень похожа на южноамериканскую бальсу, из которой был сооружен знаменитый «Кон-Тики». При полной нагрузке корма уходит в воду, и кормчий стоит в воде. Поэтому вначале лодку на-