Вокруг света 1965-01, страница 52

Вокруг света 1965-01, страница 52

И ЭТО XX ВЕК!

ЛЮДИ В ОКОВАХ

К анддлы... В памяти встают м&рпгнны прошлого. Плантатор в пробковом шлеме со стеком под мышкой ощупывает мускулы, смотрит зубы раба.

И в наши дни лапа колонизаторов еще лежит на горле некоторых африкан-ских стран, где кучка белых эксплуататоров угнетает истинных хозяев земли. Бывшие плантаторы стали теперь промышленниками. На разработках золота в Южно-Африканской Республике, алмазных копях Анголы, урановых рудниках Мозамбика широко используется подневольный рабский труд. Только в ЮАР ежегодно ввозится до полумиллиона рабов.

И звенят на ногах кандалы...

КРЕСТЫ НА ХОЛМАХ

Белые капюшоны инквизиторов и горящие во тьме кресты — неизменные атрибуты ку-кчукс-клана, зловещей организации американских расистов и реакционеров.

Сейчас в рядах этой организации 50 тысяч человек. Черносотенные идеи ку-клукс-клана находят все меньше сторонников, и ее руководителям приходится «подновлять» старые лозунги. В организацию начали вовлекать и женщин.

...Ярко вспыхивают на холмах штата Миссисипи — этого главного бастиона расистов — облитые бензином крееты. Сборище куклуксклановцев намечает новую жертву.

Перед рассветом он, крадучись, покинул дом и быстрым шагом пошел по дороге на Кардифф. Сердце у него холодело от страха, и он не мог понять, охота ли ему вообще пускаться в этот путь. Страх говорил ему, что если бы он подождал немного. чтобы проститься с родными, то не нашел бы в себе сил расстаться с этим каменным домом — даже ради Индйй.

Он шел через деревни, названия которых были ему незнакомы; неказистые лачуги доверчиво жались друг к другу; крестьяне с любопытством разглядывали путника. Он сам всегда с любопытством глядел на тех, кто шел мимо по дороге, стараясь представить себе, куда они держат путь и какие неведомые тайны влекут их вперед. Само слово «путник» придавало им загадочность и значительность. А теперь он сам стал путником, и можно было и о нем думать и разглядывать его с некоторым почтением. Ему хотелось крикнуть: «Я отправляюсь в Индии!» — вот бы они вытаращили тусклые глаза и прониклись трепетом. «Глупые, безвольные создания, — думал он, — нет у них ни охоты, ни стремления покинуть свои серые покосившиеся хижины».

Более века Англия гневно наблюдала, как Испания и Португалия с благословения папы делят между собой Новый Свет и зорко охраняют свои владения от чужих посягательств. Англии это было не по вкусу, но море служило преградой ее устремлениям. И вот, наконец, Дрейк прорвался через эту преграду и поплыл по чужим океанским владениям на своем крошечном суденышке «Золотая лань». Могучие красные корабли Испании лишь отмахивались от Дрейка, как от ничтожной осы, которую нужно убить, чтобы не гудела надоедливо над ухом; но когда эта оса принялась дырявить их плавучие крепости, сожгла несколько городов и даже устроила засаду неприкосновенному каравану с сокровищами, который двигался через перешеек, им пришлось несколько изменить свое отношение. Оса превратилась в скорпиона, дракона, ядовитую змею. Пирату дали прозвище Эль Дракэ, и в Новом Свете возник страх перед англичанами.

Когда Армада пала, побежден-