Вокруг света 1965-02, страница 9Рисунок В. ЧЕРНЕЦОВА В переулке стала собираться толпа. Люди тихо переговаривались, улыбались, подталкивали друг друга локтем. Фотограф подчеркнуто вежливо закрыл камеру. — Ол райт, пойдем на другую улицу. Я там приметил великолепную стену, чудные тре щины, отличные глубокие тени. Если мы поднажмем... Девушка, которая во время перепалки нервно мяла в руках косынку, взяла сумку с гримом и сорвалась с места. Но Рикардо успел коснуться ее руки. — Не поймите меня превратно, — поспешно проговорил он. Она остановилась и глянула на него из-под опущенных век. — Я не на вас сержусь, — продолжал он. — И не на вас. — Он повернулся к фотографу. — Так какого же... — заговорил фотограф. Рикардо махнул рукой. — Вы служите, и я служу. Все мы люди подневольные. И мы должны понимать друг друга. Но когда вы приходите к моему дому с этой вашей камерой, которая словно глаз черного слепня, пониманию конец. Я не хочу, чтобы вы использовали мой переулок из-за его красивых теней, мое небо из-за его солнца, мой дом из-за этой живописной трещины! Ясно? «Ах, как красиво! Прислонись здесь! Стань там! Сядь тут! Согнись там! Вот так!» Да-да, я все слышал! Вы думаете, я дурак? У меня книги есть. Видите вон то окно, наверху? Мария! Из окна высунулась голова его жены. — Покажи им мои книги! — крикнул он. Она недовольно скривилась и что-то буркнула себе под нос, но затем, зажмурившись и отвернув лицо, словно речь шла о тухлой рыбе, показала сперва одну, потом две, потом с полдюжины книг. — И это не все, у меня еще штук двадцать, не меньше! — кипятился Рикардо. — Вы с человеком разговариваете, не с бараном каким-нибудь! — Все, все, — фотограф торопливо складывал свои принадлежности, — уходим. Благодарю за любезность. — Нет, вы сперва поймите меня, что я хочу сказать. — настаивал Рикардо. — Я не злой человек. Но я тоже умею сердиться. Похож я на картонные декорации? — Никто никого ни с кем не сравнивал. — Фотограф повесил на плечо сумку и зашагал прочь. — Тут через два квартала есть фотограф, — продолжал Рикардо, идя за ним следом. — Так у него картонные декорации. Становишься перед ними. Написано- «Гранд-отель». Он снимает, и пожалуйста — как будто вы живете в Гранд-отеле. Ясно, к чему я клоню? Мой переулок — это мой переулок, моя жизнь — моя жизнь, мой сын — мой сын, а не картон какой-нибудь. Я видел, как вы распоряжались моим сыном — стань так, повернись этак! Вам фон нужен... Как это там у вас называется — характерная деталь? Для красоты, а впереди хорошенькая дама! — Время, — выдохнул фотограф, обливаясь потом. Его модель семенила рядом с ним — Мы люди бедные, — говорил Рикардо. — Краска на наших дверях облупилась, наши стены выцвели и потрескались, из водостока несет вонью, улицы вымощены булыжником. Но меня душит гнев, когда я смотрю, как вы все это подаете — словно я так нарочно задумал, еще много лет назад заставил стену треснуть. Думаете, я знал, что вы придете, и сделал краску старой? Мы вам не ателье! Мы люди, и будьте любезны относиться к нам как к людям. Теперь вы меня поняли? — Все до последнего слова, — не глядя ответил фотограф и прибавил шагу. — А теперь, когда вам известны мои желания и мысли, сделайте одолжение — убирайтесь домой! Гоу хоум! — Вы шутник, — ответил фотограф. — Привет! — Они подошли к группе из еще шести моделей и фотографа, которые стояли перед огромной каменной лестницей. Многослойная, будто свадебный торт, она вела к ослепительно белой городской площади. — Ну, как, Джо, дело подвигается? — Мы сделали шикарные снимочки возле церкви девы Марии, там есть безносые статуи, блеск! — отозвался Джо.— Из-за чего переполох? — Да вот, Панчо кипятится. Мы прислонились к его дому, а он возьми да рассыпься. — Меня зовут Рикардо. Мой дом совершенно невредим. — Поработаем здесь, крошка, — продолжал первый фотограф. — Стань у входа вон I |