Вокруг света 1965-03, страница 80

Вокруг света 1965-03, страница 80

Работники биостанции взяли дза группы перелетных птиц одного вида и одну из них содержали в вольере при естественном зимнем световом дне (8—10 часов), а другую — в вольере, где электрические лампочки продлевали световой день до 13— 15 часов — таким он бывает весной. И вот результат.

Первая группа не обнаружила никакого стремления к перелету. Птицы же второй группы, когда их выпустили через несколько недель, пытались лететь на север, хотя вокруг царила зима.

Такое провоцирование весенней миграции светом проделано сейчас уже на 50 видах птиц, и во всех случаях оно давало один и тот же результат. Значит, птицы, реагируя на длину светового дня, могут «определять» времена года.

Но чтобы точно измерить длину светового дня, нужны... часы. Оказывается, они у пернатых не только имеются, но и довольно точны; отклонения не превышают нескольких минут в сутки. Конечно, «биологические часы» — это не какой-то отдельный аппарат. Это сотни влияющих друг на друга процессов, происходящих в организме. Все эти процессы синхронизированы с суточными ритмами дня и ночи. Сейчас на станции ведутся исследования «биологических часов» птиц.

«Невольницы» выбирают курс

Как определяют путь молодые птицы, впервые летящие на зимовки без взрослых? Как удается нашим многим певчим птицам из года в год по

падать в тот же самый лес, в то же самое дупло? Как находят дорогу на тихоокеанские острова и потом обратно на родину некоторые наши кулики, которые дважды в году пролетают по нескольку тысяч километров над безбрежными просторами океана? Чтобы решить вопросы, связанные с ориентацией птиц, работники биостанции имитируют перелеты в лабораторных условиях.

...Представьте себе круглую клетку с кольцевой непрозрачной стенкой — экраном. В центре клетки жердочка-кольцо, а по краям еще 8 жердочек. В дни осеннего и весеннего перелетов в клетку сажают птицу (она выросла в неволе и не могла перенять у взрослых птиц опыт ориентации). И все-таки, видя над собой небо, невольница прыгает на ту жердочку, направление которой совпадает с направлением полета стаи.

С помощью этих же клеток была выяснена способность птиц ориентироваться по солнцу. Лучи солнца под определенным углом через отверстие в стенке клетку направляли зеркалом на птицу. Птица принимала положение солнечного зайчика за положение солнца и соответственно меняла направление «полета».

Опыты по звездной ориентации орнитологи проводили в планетарии. Ночью включали «осеннее небо», но несколько необычное — север был смещен относительно действительного положения, и птицы соответственно меняли курс.

Перелет птиц... Эта загадка природы давно волновала исследователей. Много сделано работниками «птичьего аэродрома» на Балтике, но работы впереди еще больше.

ПОЧЕМУ АИСТЫ НЕ ХОТЯТ ЖИТЬ В ЕВРОПЕ?

Когда-то аистов было очень много и Рчропе. Зпесь жили и белые и черные аисты. Каждую весну белые аисты прилетали из Алжира, с Атласских гор, а черные — из Южной Африки.

Прошло не более полувека, и эти птицы стали исчезать. Уже редко где можно увидеть классический европейский пейзаж — готические, островерхие крыши с большими гнездами аистов. В чем дело? Куда девались птицы?

Западные орнитологи считают, что аисты «бегут от цивилизации», от ее дыма и шума. Ведь даже у себя на роцине эти птицы предпочитают менее индустриальные районы, выбирая для гнездования тихие и укромные уголки.

Ученые установили: первыми «бежали» белые аисты, их почти нет в Западной Европе. Более уживчивым оказался черный аист. Он пока остается здесь и выбирает для жилья самые укромные уголки: глухие лесные районы, тихие пруды и горные долины. Тем не менее черный аист часто становится добычей браконьеров. Эта красивая и редкая птица — желанный трофей. Модным украшением дома считается чучело черного аиста. Его перья в зависимости от освещения играют всеми оттенками темных цветов: от темно-зеленого изумруда до металлической синевы стали. Длинный клюв и ноги аиста — красного цвета; такое впечатление, будто их окунули в яркий лак.

Подсчитано, что в Западной Европе живет сейчас не больше двух-сот-трехсот пар черных аистов, с каждым годом их становится все меньше. Ведь особых мер для защиты черных аистов не предпринимают, а чучела аистов еще не вышли из моды. Выходит, аисты бегут совсем не от цивилизации, они бегут от цивилизованных браконьеров...

СПАСЕННАЯ АИРА

видеть их можно только в. Австралии. Но даже здесь всего лишь год назад эти одни из красивейших птиц мира были на грани исчезновения: их оставалось всего... восемь штук. Сыграли свою роковую роль, с одной стороны, расчистка лесов, с другой — браконьерство: оперение птицы-лиры ценится баснословно дорого.

Правительство Австралии было вынуждено принять специальный закон, запрещающий истребление этих птиц. Сейчас даже недалеко от Сиднея можно видеть огромные пушистые гнезда птицы-лиры и слышать ее нежное лсние.

II